Современные произведения


  1. Гришковец, Е. Начальник / Е. Гришковец // Следы на мне : рассказы / Е. Гришковец. – М., 2007. – С. 164–203.


В рассказе «Начальник» Евгения Гришковца центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берет не каждого, а детей с определенными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть. Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей».

Здесь представлен другой тип учителя-человека, популярного среди подростков. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.


  1. Иванов, А. Географ глобус пропил : роман / А. Иванов. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 508 с.


В жизни часто случается, что отношения ученика и учителя характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть в современном романе «Географ глобус пропил» Алексея Иванова. В этом произведении главным героем является Служкин. Для нас этот образ интересен прежде всего тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности. Из-за отсутствия опыта работы в школе, знания методического и психологического характера он не может грамотно построить отношения с учениками. Причиной этого также служит нежелание со стороны учащихся признать авторитет учителя.

Отсутствие взаимоуважения приводит к постоянным конфликтам с учащимися, а также с завучем.

Сборники


  1. «Учитель, перед именем твоим…»: Сборник. - 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 223 с., ил.

Есть такое слово – подвижник. В нем сочетаются два очень важных понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца.

В книгу вошли стихи и рассказы, отрывки из произведений, документальные очерки и воспоминания об учителе.


  1. Учитель : статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. – М. : Политиздат, 1991. – 349 с. – (Искусство учить и воспитывать).


В сборник включены высказывания деятелей мировой и отечественной науки и культуры, а также философов древности об учителе и его роли в жизни общества. Разнообразие материала, яркость текстов – могут сделать сборник настольной книгой учителя. Сборник завершают комментарии, примечания и словарь имен, встречающихся в тексте. Многие выражения писателей стали крылатыми и используются в наши дни.

Вывод


Каждый из нас задумывается над тем, какое дело избрать для себя в жизни. И, наверное, многие уже на школьной скамье спрашивали себя: а не стать ли мне учителем? Но для того чтобы решить это, надо заглянуть в глубь профессии, узнать о её трудностях и о том, каких качеств требует она от человека. Вот почему так важны и ценны для нас книги про учителей, про нелегкий труд педагога, про плюсы и минусы этой профессии, а также книги, в которых педагоги рассказывают о своей работе, делятся своим опытом и раздумьем.

Подводя итог, следует отметить, что образ учителя всегда был динамичен: он всегда развивался в соответствии с особенностями исторической действительности, а эти изменения отражались в литературе, посвященной этой профессии.

^

Список литературы


  1. Азаров, Ю. П. Не подняться тебе, старик : роман-исследование / Ю. П. Азаров. – М.: Мол. гвардия, 1989. – 302 с.

  2. Азаров, Ю. Соленга / Ю. Азаров. – М. : Советский писатель, 1987. – 624 с.

  3. Айтматов, Ч. Первый учитель: повесть / Ч. Айтматов. – М. : Дет. лит., 1988. – 92 с.: ил.

  4. Астафьев, В. П. Фотография, на которой меня нет / В. Астафьев // Конь с розовой гривой / В. Астафьев. – М., 1998. – С. 231–255.

  5. Вигдорова, Ф. А. Мой класс. Записки учительницы : повесть / Ф. А. Вигдорова ; ил. Б. Винокурова. – М. : Л. : Детгиз, 1951. – 256 с. : ил. – (Школьная б-ка).

  6. Воронцова Е.А.Без звонка на перемену. (Непридуманные истории из школьной жизни.) – М.: Мол. гвардия, 1977. – 208с.

  7. Гришковец, Е. Начальник / Е. Гришковец // Следы на мне : рассказы / Е. Гришковец. – М., 2007. – С. 164–203.

  8. Иванов, А. Географ глобус пропил : роман / А. Иванов. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 508 с.

  9. Исарова Л.Т. Война с аксиомой: Спорные истории из школьной жизни: для старш. возраста.-2-изд., доп. – М.: Дет. лит., 1971. –175 с.

  10. Исарова Л.Т. Задача со многими неизвестными: Невыдуманные истории из школьной жизни. – М.: Мол. гвардия, 1977. – 174 с.

  11. Исарова Л.Т. На пороге судьбы: роман. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 255 с. – (Стрела).

  12. Искандер Ф.А. Тринадцатый подвиг Геракла: рассказы. – М.: Сов. Россия, 1966. – 136с. – (Короткие повести и рассказы).

  13. Криштоф, Е. Г. Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой : роман / Е. Г. Криштоф. – М. : Дет. лит., 1985. – 174 с. : ил.

  14. Кузнецова, А. А. Земной поклон : повесть / А. А. Кузнецова. – М. : Дет. лит., 1985. – 190 с. : ил. – (Б-ка “Мужество”).

  15. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М. : Дет. лит., 1988. – 575 с. : ил.

  16. Нечаев, Л. Ожидание друга, или Признания подростка : повесть и рассказы / Л. Е. Нечаев. – М. : Дет. лит., 1987. – 175 с. : ил.

  17. Платонов, А. П. Песчаная учительница / А. П. Платонов // На заре туманной юности : повести и рассказы / А. П. Платонов. – М., 1990. – С. 110–116.

  18. Полонский Г.И. Ключ без права передачи: три киноповести о школе. - М.: Дет. лит., 1980. – 208 с.

  19. Поляков, Ю. М. Работа над ошибками : повесть / Ю. Поляков. – М. : Современник, 1989. – 174 с. – (Б-ка “В начале жизни”).

  20. Распутин, В. Г. Уроки французского / В. Г. Распутин // Роман-газета для юношества. – 1989. – № 1. – 288 с.

  21. Северина, Г. И. Легенда об учителе : повесть / Г. И. Северина. – М. : Дет. лит., 1989. – 189 с. : ил.

  22. Соломко Н.З. «Если бы я был учителем…»: Повести и рассказы. –М.: Дет. лит., 1987. – 207 с., ил.

  23. «Учитель, перед именем твоим…»: Сборник. - 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 223 с., ил.

  24. Учитель : статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. – М. : Политиздат, 1991. – 349 с. – (Искусство учить и воспитывать).

  25. Цессарский А.В. Испытание: Повесть об учителе и ученике. – М.: Дет. лит., 1991. –191 с., ил. – (Диалог).

Наши рекомендации