Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания
1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, его структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и развитие коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности как членов коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и в общественной жизни. И наоборот, чем выше статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие самостоятельности и активности ребёнка.
Следовательно, развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы.
Проявляя социальную активность, воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.
Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
В коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные, эстетические и физические качества личности, ее гражданская позиция, ряд общественно значимых умений и навыков. В свою очередь, сформированность перечисленных характеристик способствует поэтапному развитию коллектива.
2. Существенные признаки коллектива и его функции.
А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.
Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива:
- наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие;
- систематическое включение воспитанников в разнообразную социально значимую деятельность;
- соответствующая организация совместной деятельности органами коллективного управления (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками);
- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.
Значимы и такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по А.С.Макаренко, укрепляет коллектив, и др.
Данные признаки характерны для развитого коллектива. Они возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои воспитательные функции и является главным воспитателем личности.
Выделяют три функции коллектива:
организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
воспитательную - детский коллектив становится носителем определенных идейно-нравственных убеждений;
стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
3. Структура коллектива.
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах.
Прежде всего, выделяют общешкольный коллектив и первичные ученические коллективы.
Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
По характеру деятельности многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:
- организованные на основе разнообразной, в том числе, учебной деятельности (классы, отряды и т.п.);
- организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);
- организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
Таким образом, первичные коллективы могут быть школьными и внешкольными.
По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.
Важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы это позволяло наилучшим образом решать воспитательные задачи.
Функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов самоуправления.
Главным органом коллектива является общее собрание воспитанников.
Для решения оперативных задач формируется актив, избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие организаторские функции – актив коллектива.
Подбор и организация работы актива – важная задача педагогов.
Опыт показывает, что работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы:
- разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования;
- оказание повседневной практической помощи в руководстве коллективной деятельностью;
- организация обмена опытом работы руководящих органов («летучки», совещания);
- контроль исполнения поручений и привлечение внимания актива к самоконтролю и контролю выполненной коллективной работы.
4. Этапы развития детского коллектива
Коллектив формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит ряд этапов.
Этапы развития коллектива, где основным параметром выступает требование, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии коллектива он считал закономерным переход от категоричного требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
На первом этапе в качестве основного средства и показателя должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко – это требование, высказанное в форме, не допускающей возражений («негнущееся», категорическое). Отмечается, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями того, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов деятельности и выделение реально действующего актива.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности является актив. В связи с этим педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями к каждому воспитаннику - в силу вступает метод параллельного действия: педагог предъявляет требования к активу, а актив – к членам коллектива.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Это этап, когда требует коллектив, каждый его член. На этом этапе полностью складывается система самоуправления, которая проводит требования коллектива. Актив при этом наделяется реальными полномочиями, переданными педагогами. Кроме этого, члены коллектива предъявляют требования к самим себе.
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива. В рамках этого подхода признается, что не только требования, но и другие средства могут способствовать формированию коллектива.
Развёрнутая характеристика этапов развития коллектива даётся соответственно критериям:
- цели деятельности (перспективы);
- характеристика деятельности;
- наличие органов самоуправления;
- проявление активности членами коллектива;
- наличие органов самоуправления;
- организация деятельности.
Соответственно этому первый этап развития коллектива характеризуется следующими признаками:
1. Коллектив принимает цели, выдвинутые учителем, некоторые из них он определяет самостоятельно. Характерными для этого этапа являются близкая и средняя перспективы.
2. Развёртывается непрерывная коллективная деятельность под общим руководством учителя.
3. Действуют первичные коллективы.
4. Складываются отношения взаимной ответственности.
5. Постепенно появляются органы самоуправления.
6. Возникает деловое и творческое общение.
7. Ученики участвуют в организации дел (осуществляют с помощью старших планирование, распределение обязанностей, контроль, подведение итогов).
Второй этап развития коллектива характеризуется:
1. Коллектив выдвигает цели деятельности при незначительном участии учителя. Определяющей является средняя перспектива.
2. Коллектив самостоятельно организует деятельность, переходит к полному самоуправлению.
3. Проявляется максимально активная творческая позиция каждого члена коллектива.
4. Усложняется познавательная и практическая деятельность учащихся.
5. Увеличивается взаимное тяготение, желание пообщаться.
6. Важная роль принадлежит общественному мнению.
7. Педагогическое руководство заключается в помощи органам самоуправления.
Третий этап развития коллектива характеризуется:
1. Коллектив самостоятельно выдвигает общественно значимые цели. Определяющей является далёкая перспектива.
2. Члены коллектива самостоятельно определяют идеалы, способны к самовоспитанию.
3. Происходит становление устойчивых гуманистических отношений.
4. Интенсивно формируются традиции.
5. Педагогическое руководство заключается в максимальной индивидуализации, в изучении и корректировке жизненной позиции каждого, в корректировке программы самовоспитания.
5. Основные средства развития детского коллектива.
Основными средствами развития коллектива являются: