Структура методологического знания
В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:
l уровень философской методологии;
l уровень общенаучных принципов и форм исследования;
l уровень конкретно-научной методологии;
l уровень методики и техники исследования.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
14. Методы педагогического исследования.
Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения.
Понятие «метод» применяется в широком и узком смыслах этого слова.
В широком смысле слова – оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов. Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного».
В узком смысле «метод» означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике – метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.
15. Классификация научно-педагогических исследований.
Классификация методов научного познания
По мнению В.П. Кохановского, методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:
- Философские методы;
- Общенаучные подходы и методы исследования;
- Частнонаучные методы;
- Дисциплинарные методы;
- Методы междисциплинарного исследования
Методы изучения педагогического опыта:
Методы изучения педагогического опыта-это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.
l наблюдение;
l беседа;
l анкетирование;
l изучение продуктов деятельности (работ учащихся );
l изучение документации;
l эксперимент
Методы теоретического исследования в педагогике
Общенаучные логические методы:
l анализ;
l синтез;
l абстракция;
l идеализация;
l обобщение;
l индукция;
l дедукция;
l аналогия;
l моделирование
Работа с литературой :
l составление библиографии;
l реферирование;
l конспектирование;
l аннотирование;
l цитирование.
Математические методы
Математические методыприменяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются:
l регистрация,
l ранжирование,
l шкалирование
16. Этапы и логика научно-педагогического исследования.
Классификация научно-педагогических исследований :
l Фундаментальные – направлены на разработку и развитие теоретических концепций науки, её статуса, истории, методологии.
l Прикладные – решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные сформированием содержания воспитания и образования, разработкой педагогических технологий.
l Разработки – служат для непосредственного обслуживания практики образования; имеют целью создание программ, учебников, пособий.
l Учебно-исследовательские проекты – служат для формирования исследовательских умений студентов и аспирантов.
Научно-методический аппарат исследования :
Научно-методический аппарат исследования — это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования.
Проблема исследования (др.-греч. - задача) – теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Тема исследования(греч. – предмет изложения, исследования) - лаконичная формулировка проблемы исследования.
Цель исследования – научный результат, который должен быть достигнут в итоге исследования.
Задачи исследования– предполагаемый локализованный результат исследования.
Объект исследования – сфера (область) поиска.
Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.
Гипотеза(греч. — основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающиеся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке
Этапы научно- педагогического исследования:
Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесённых с целями задач.
- Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования, исследовательского подхода.
- Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.
- Выбор методов исследования; построение теоретической модели опытно-экспериментальной работы
- Проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующего, формирующего (преобразующего процесса), контрольного экспериментов. Проверка достоверности гипотезы.
- Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
- Выработка практических рекомендаций
17. Источники педагогического знания.
Источники педагогики как науки
- Традиция народного воспитания (в настоящее время – этнопедагогика);
- Философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
- Текущая мировая и отечественная практика воспитания;
- Данные специально организованных социальных и педагогических исследований;
- До середины 80-х годов ХХ века – опыт педагогов–новаторов. С середины 80-х годов ХХ века –экспериментальные площадки, в настоящие время – инновационные технологии.