Формы работы с детьми классного руководителя

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения. При этом важно учесть, что: - ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;

- в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события района, города, села, школы, профессионально-технического училища или внешкольного учреждения;

- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;

- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

- при отборе содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе:

а) в соответствии с этническими и региональными культурно- историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,

б) в связи с особенностями номинальных и реальных групп,

в) в соответствии с ведущими функциями данного института воспитания,

г) с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

- наконец, классный руководитель ориентируется на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.

Количество форм коллективной, групповой, индивидуальной деятельности безгранично.

Полномочия классного руководителя

Классный руководитель (куратор, воспитатель) имеет право:

1) получать, изучать и систематизировать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей и подростков;

2) контролировать посещаемость занятий учащимися его класса, группы;

3) контролировать успеваемость каждого учащегося, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

4) координировать работу учителей-предметников своего класса, группы, организуя консультации, педконсилиумы;

5) выносить на рассмотрение администрации, методсовета, объединения классных руководителей (воспитателей, кураторов и др.) или Совета школы согласованные с классом, группой мнения и предложения;

6) определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

7) приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение; по согласованию с администрацией, психологом обращаться в комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, отделы семьи или женсоветы, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса, группы;

8) вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

9) работать по авторским программам (при наличии лицензии или решения республиканского экспертного совета);

10) выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллек­тивных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

11) выбирать вариант классного руководства (традиционный классный руководитель, куратор, социальный работник по работе с семьей или молодежью, социальный работник по организации досуга, освобожденный классный руководитель-воспитатель и др.).

Классный руководитель обязан:

1. Изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

2. Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

3. Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

4. Содействовать социальной и правовой защите его интересов и прав;

5. Прогнозировать и организовывать воспитывающую деятельность в классе, группе, клубе, объединении, кружке и др.;

6. Вовлекать учащихся в деятельность классного и школьного коллектива;

7. Вести документацию, отражающую прогнозирование, ход и результативность воспитательной работы с классом и отдельными учащимися;

8. Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, культуры, искусства.

Наши рекомендации