Характеристика педагогической деятельности
Предмет, задачи и методы дошкольной педагогики как науки.
Дошкольная педагогика как наука сформировалась в 17 веке и обязана она Я.А. Коменскому, который в своих трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» выделил цели воспитания, обосновал необходимость воспитания детей дошкольного возраста. В России Ушинский в 19 веке.
Дошкольная педагогика- наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).
Предмет дошкольной педагогики – процесс воспитания, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучение детей от рождения до школы.
Объектом является ребенок от рождения до поступления в школу, развитие которого обусловлено воспитательными воздействиями.
Целью является изучение условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка от рождения до поступления в школу.
Стратегические задачи:
1. разработка теоретических проблем обучения, воспитания и образования с учетом особенностей каждой возрастной группы детей от рождения до школы в соответствии с требованием современного общества.
2. изучение и обобщение практики, опыта педагогической деят-ти и внедрение результатов исследования в практику.
Частные задачи:
1. определение содержания, технологии и методики работы с детьми для каждой возрастной группы с целью их всестороннего развития как в ДОУ, так и в семье.
2. разработка содержаний и технологий личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитания детей каждой возрастной группы.
3. разработка новых концепций и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
4. научное обоснование преемственности в содержании образовательной деят-ти в ДОУ и в начальных классах школы.
5. изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задачи.
1. Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных способ работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач: рассказ, беседа, драматизация, объяснения, упражнения, наблюдения, экспериментирование, моделирование, демонстрация предметов.
2. Методы воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, поручение, требование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос.
3. Исследовательские методы – это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование: изучение и анализ лит-ры, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, изучение педагогической документации.
Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками.
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).
Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.
Философия воспитания — это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.
История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.
Принцип историзма: понимая прошлое, заглядывать в будущее.
Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.
В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
- общие основы;
- дидактику (теория обучения);
- теорию воспитания;
- школоведение.
Дошкольная и школьная педагогика — подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают
закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.
Связь дошкольной педагогики с другими науками:
Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)
Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)
Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)
Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература)
Основные понятия дошкольной педагогики. Воспитание и развитие. Деятельностный и личностный подход.
Воспитание – это специально организуемые и управляемый процесс, содействующий развитию личности.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе воспитания.
Обучение – целенаправленный специально-организованный процесс взаимодействия взрослого и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков.
Образовательный процесс – это профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все элементы учебно-воспитательной работы.
Педагогический процесс – это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей.
Образование – процесс овладения системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством.
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задачи.
Деятельностный подход – определяет роль ведущей деятельности, обеспечивающий реализацию потребностей ребенка, помогающий ребенку осознать себя субъектом, активным творцом деятельности. Опирается на исследования Выготского «О зонах ближайшего развития и о ведущих видах деятельности».
Личностный подход – обеспечивает развитие потребностей интересов и склонностей ребенка и рассматривает дошкольный период как самоцельный.
Характеристика педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность– это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
- непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
- малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
- среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
- продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
- высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.