Уровни валеологической подготовки учителей как условия организации здоровьетворящего образования
Уровни валеологической подготовки (ВП) | Продолжительность ВП | Средства и формы организации ВП | Достигаемый результат ВП |
Валеологическое просвещение и образование | 24 часа | Обучающие семинары в режиме погружения и практического проживания получаемых знаний | Формирование отношения к проблеме |
Валеологическое развитие | 72 часа | Обучающие семинары в режиме погружения и практического проживания получаемых знаний; применение освоенного в собственной жизни и трудовой деятельности | Формирование устойчивого интереса к проблеме с позиции личностной значимости |
Оснащение валеологическим диагностическим инструментарием | 108–144 часа | Обучающие семинары в режиме погружения и практического проживания получаемых знаний; применение освоенного в собственной жизни и трудовой деятельности; овладение валеологическими диагностическими методиками | Профессиональная направленность устойчивого интереса учителей к проблеме |
Методическая подготовка | 180–240 часов | Обучающие семинары в режиме погружения и практического проживания получаемых знаний с рефлексивным методическим анализом проживаемого процесса | Здоровье учащихся осознается ими как высшая духовная цель их профессиональной деятельности |
Таким образом, достижение цели – организации процесса здоровьетворящего образования – обеспечивается организацией планомерной, последовательно динамичной и поэтапно расширяющейся и углубляющейся валеологической подготовки учителей, что обеспечивает имманентно совершенствующуюся организацию процесса здоровьетворящего образования в условиях современной общеобразовательной школы.
Таким образом, комплексный и системный подход к организации процесса здоровьетворящего образования, а также ее динамическая продолжительность этой работы, обеспечивающая достаточное накопление количественных изменений, обусловливают достижение ожидаемых результатов.
4.2. Критериально-оценочный аппарат исследования эффективности здоровьетворящего образования
в современной школе
В настоящем параграфе представлено 1) обоснование критериев эффективности организации здоровьетворящего образования в условиях современной школы и 2) раскрыты их показатели, наличие которых свидетельствует о достоверности предлагаемой концепции.
Специфичность критериев данного исследования определяется процессуальным характером заявленной в ней проблемы – «организация процесса здоровьетворящего образования», в которой условно можно выделить как бы две части: процессуальную – «организация процесса» и содержательную – «здоровьетворящего образования». Причинно-следственная зависимость между этими частями показывает, что определяющим для здоровья учащихся и учителей фактором на современном этапе развития отечественной массовой школы является именно организация процесса образования, ибо, как было показано в первой главе, организационные моменты учебного процесса, прежде всего, наиболее неблагоприятно отражаются на здоровье его субъектов. Это положение дает нам основание ограничиться употреблением только процессуальных критериев оценки эффективности организации процесса здоровьетворящего образования исходя из сущности понятия «процесс».
С целью выявления оснований для разработки процессуальных критериев обратимся к дефиниции понятия «процесс». Н. И. Кондаков определяет процесс (от латинского processus – ход, прохождение, продвижение) как закономерную, последовательную, непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития чего-либо (173, с. 495). В толковом словаре русского языка в первом значении процесс – это ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Анализ приведенных определений дает основание, во-первых, сделать вывод о том, что в данных значениях понятие процесс связано с феноменом развития, детерминирующим признаком которого является изменение, обусловленное временными границами этого процесса, и, во-вторых, выделить возможные критерии оценки процесса.
В качестве методологического основания разработки критериев процесса организации здоровьетворящего образования мы определили диалектический закон перехода количественных изменений в качественные, согласно которому количественные изменения на определенном этапе развития той или иной системы приводят к проявлению нового качества, а новое качество в свое время обеспечивает условия для наступления количественных изменений, или точнее говоря, одно качество переходит в другое на основе количественных изменений. Важным моментом при философском объяснении закона перехода количества в качество является указание на то, что «изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или (и) информационных компонентов (выделено нами. – Т.О.) системы» (16, с. 457). При этом качество и количество являются философскими категориями, позволяющими установить границы объективно отграниченного от всего остального окружающего мира предмета.
Качество, во-первых, выражает неотделимую от его бытия существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом, и, во-вторых, отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого (331, с. 253). Отграничивающая функция качества проявляется в том, что благодаря ему каждый объект существует и мыслится как нечто отдельное от других объектов, а также в том, что качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.
Количество отображает общее и единое в вещах и явлениях, характеризуя их с точки зрения относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе… Установление количественной определенности предметов и явлений осуществляется посредством сравнения составляющих их элементов – пространственных размеров, скорости изменения, степени развития – с определенным эталоном как единицей измерения (331, с. 263).
На основании всего сказанного в качестве критериев оценки процесса мы определили:
1) целесообразно организуемое дело, которое состоит из последовательно сменяющих друг друга и закономерно связанных между собой моментов. В нашем исследовании этим делом является организация процесса здоровьетворящего образования;
2) наличие субъектов этого дела как источника и результата его развития. Для нас – это учащиеся, учителя и опосредованно родители учащихся;
3) способ организации этого дела, обеспечивающий закономерную и последовательную смену его состояний. В нашем исследовании способ организации процесса здоровьетворящего образования определяется совокупностью методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих деятельностную активность обозначенных субъектов в рамках организуемого процесса;
4) временные характеристики организуемого процесса, отражающие его непрерывность и предполагающие четкое определение общей продолжительности организуемого процесса, периодичность и регулярность составляющих его моментов, а также продолжительность каждого отдельного момента, что отражает режим организации процесса;
5) место в плане характеристики условий организации пространства, в котором реализуется данное дело.
Наряду с критериями мы определили показатели, по которым можно судить о ходе, состоянии и развитии процесса здоровьетворящего образования.
В нашем исследовании показателями дела – организации процесса здоровьетворящего образования – являются:
1) его актуальность;
2) объективная и творческая новизна идеи, на основе которой организуется дело;
3) соответствие каждого этапа дела, каждой частной идеи общей идее и цели;
4) возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых, самых обыденных условиях;
5) результативность дела.
С субъектным критерием эффективности нашего исследования связаны следующие показатели:
1) принятие субъектами образовательного процесса идеи и проявление к ней интереса;
2) баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса;
3) активность субъектов образовательного процесса в организации дела;
4) скорость включения субъектов в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни;
5) скорость включения субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме.
Показателями эффективности способа организации дела в нашем исследовании являются:
1) количество и качественное разнообразие действий, направленных на валеологическое развитие учителей как субъектов образовательного процесса;
2) количество и качественное разнообразие действий, направленных на валеологическое развитие учащихся как субъектов образовательного процесса;
3) количество и качественное разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса;
4) соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой.
Временными характеристиками эффективности организации процесса здоровьетворящего образования в нашем исследовании являются:
1) общая продолжительность организуемого процесса в соотнесении с количеством включенных в него учащихся и учителей;
2) периодичность и регулярность составляющих его содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к данному делу как основы соответствующей потребности и достаточного для участия в нем уровня общей активности;
3) продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, соотнесенная с его общей продолжительностью;
4) временная определенность каждого момента (валеологического мероприятия или действия), составляющего содержание организуемого процесса, обеспечивающая достижение в достаточной мере устойчивого результата.
Показателями, характеризующими пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образованияв нашем исследовании являются:
1) соответствие пространства задачам, решаемым на каждом этапе организуемого дела;
2) возможность приспособления пространства к требующим решения задачам;
3) необходимая и достаточная материально-техническая оснащенность пространства при минимальных финансовых затратах.
Соотнесение критериев и показателей оценки эффективности организации процесса здоровьетворящего образования отражено в табл. 7.
Таблица 7
Критерии и показатели оценки эффективности организации
процесса здоровьетворящего образования
Критерии | Показатели |
Дело – организация процесса здоровьтворящего образования | 1) Его актуальность; 2) объективная и творческая новизна идеи, на основе которой организуется дело; 3) соответствие каждого этапа дела, каждой частной идеи общей идее и цели; 4) возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых, самых обыденных условиях; 5) результативность дела |
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя | 1) Принятие субъектами образовательного процесса идеи и проявление к ней интереса; 2) баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса; 3) активность субъектов образовательного процесса в организации дела; 4) скорость включения субъектов в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни; 5) скорость включения субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме |
Способ организации процесса здоровьетворящего образования как совокупность методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих деятельностную активность субъектов в рамках организуемого процесса | 1) Количество и качественное разнообразие действий, направленных на валеологическое развитие учителей как субъектов образовательного процесса; 2) количество и качественное разнообразие действий, направленных на валеологическое развитие учащихся как субъектов образовательного процесса; 3) количество и качественное разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса; 4) соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой |
Окончание таблицы 7
Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования | 1) Общая продолжительность организуемого процесса в соотнесении с количеством включенных в него учащихся и учителей; 2) периодичность и регулярность составляющих его содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к данному делу как основы соответствующей потребности и достаточного для участия в нем уровня общей активности; 3) продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, соотнесенная с его общей продолжительностью; 4) временная определенность каждого момента (валеологического мероприятия или действия), составляющего содержание организуемого процесса, обеспечивающая достижение в достаточной мере устойчивого результата |
Место как пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования | 1) Соответствие пространства задачам, решаемым на каждом этапе организуемого дела; 2) возможность приспособления пространства к требующим решения задачам; 3) необходимая и достаточная материально-техническая оснащенность пространства при минимальных финансовых затратах |
Наряду с критериями оценки эффективности организации процесса здоровьетворящего образования мы определили три уровня его развития, названных нами пропедевтическим, интроективным и творческим.
На первом – пропедевтическом уровне – происходит представление идеи реципиентам, ознакомление их с идеей;
на втором – интроективном (от лат. intro внутрь + jacere бросать; класть – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок) – обеспечивается принятие идеи субъектами образовательного процесса
и на третьем – творческом уровне осуществляется реализация идеи посредством активных самостоятельных действий субъектов. Каждый уровень в нашем исследовании характеризуется количественными изменениями показателей, составляющих содержание определенных нами критериев оценки эффективности организации процесса здоровьетворящего образования.
Содержательная наполненность каждого уровня отражена в табл. 8.
Таблица 8
Критерии и уровни эффективности организации процесса здоровьетворящего образования
Критерии | Пропедевтический уровень | Интроективный уровень | Творческий уровень |
Дело – организация процесса здоровьетворящего образования | Дело актуально менее чем для 20 % субъектов; содержательно идея прорабатывается в современных исследованиях; этапы организуемого дела слабо связаны с его общей идеей и не способствуют достижению цели; дело может быть организовано только при наличии особых, специально созданных условий; результат соответствует цели на уровне постановки задач | Дело актуально более чем для 50% субъектов; формулировка идеи нова, однако на уровне практической реализации имеется опыт ее внедрения; каждый этап организуемого дела частично соответствует общей, каждой частной идее и цели; возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых, самых обыденных условиях незначительна; результат соответствует целина уровне формального решения задач | Дело актуально для подавляющего большинства субъектов и имеет для них личностную значимость; объективная и творческая новизна идеи проявляется как в ее формулировке, так и в содержании; каждый этап дела полностью соответствует цели, общей и каждой частной идее; реализация организуемого дела возможна в любых, самых обыденных условиях; результат полностью соответствует цели |
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя | Идея принимается субъектами образовательного процесса на уровне простого любопытства; консенсус интересов достигается достаточно трудно; уровень сопротивления субъектов образовательного процесса участию в организации дела высок; включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают менее 10 % субъектов; включение субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме не наблюдается | Идея принимается субъектами образовательного процесса в рамках должностных обязанностей; баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса в отдельных моментах соблюден; субъекты образовательного процесса проявляют активность в процессе только в силу своих должностных обязанностей; включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают более 40 % субъектов; распространение идеи в социуме осуществляется субъектами только в рамках ближайшего окружения | Идея принимается субъектами образовательного процесса и на профессиональном, и на личностном уровне; баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса соблюден полностью; более 60 % субъектов образовательного процесса проявляют высокую активность в организации дела и сразу же включаются в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни; а также содействуют распространению идеи в социуме |
Продолжение табл. 8
Способ организации процесса здоровьетворящего образования как совокупность методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих деятельностную активность субъектов в рамках организуемого процесса | Валеологическое развитие учителей осуществляется только на уровне теоретических знаний; валеологическое развитие учащихся ограничивается уроками валеологии (здоровья); количество мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, ограничивается в основном однообразными физкультминутками на некоторых уроках преимущественно в начальной школе; все предпринимаемые действия хаотичны, бессистемны и не соотнесены между собой | Валеологическое развитие учителей осуществляется на уровне теоретических и методических знаний; валеологическое развитие учащихся обеспечивается включением их в валеологическую деятельность в рамках учебного процесса; разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, представлено регулярными валеопаузами на уроках во всех звеньях школы; соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой наблюдается в отдельные периоды и преимущественно в начальной школе | Валеологическое развитие учителей осуществляется как на уровне теоретических и методических знаний, так на уровне практических умений; валеологическое развитие учащихся осуществляется в разнообразных формах как в учебное, так и во внеучебное время; «оздоровление» учебного процесса обеспечивается валеологическим подходом к его организации на всех уровнях: целеполагания, организации содержания образования, определения принципов, выбора методов, средств и организационных форм; все обозначенные моменты процесса полностью соотнесены между собой |
Окончание табл. 8
1 | |||
Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования | Общая продолжительность организуемого процесса недостаточна для полноценного включения в него всех учащихся и учителей; периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов не установлена, в результате у субъектов образовательного процесса не обеспечивается сохранение устойчивого интереса к данному делу; продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса недостаточна для получения оптимального результата; продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – не позволяет в полной мере завершить процесс, что мешает достижению в достаточной мере устойчивого результата | Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включиться в него более 50% учащихся и учителей, периодичность и регулярность составляющих его содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к данному делу, но недостаточна для формирования соответствующей потребности; продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса в целом соотнесена с его общей продолжительностью; продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата | Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включить в него всех учащихся и учителей школы; периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов обеспечивает сохранение у его субъектов устойчивого интереса к данному делу, формирование соответствующей потребности и достаточного для участия в нем уровня их общей активности, продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса полностью соотнесена с его общей продолжительностью; продолжительность каждого отдельного момента организуемого процесса – валеологического мероприятия или действия – полностью обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата |
Место как пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования | Соответствие пространства ограничивается только наличием помещения для реализации организуемого дела; возможности приспособления пространства к требующим решения задачам отсутствуют; материально-техническая оснащенность пространства минимальная | Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на отдельных этапах организуемого дела; имеется возможность приспособления пространства к решению отдельных задач, материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает полноценное решение отдельных задач | Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на всех этапах организуемого дела; возможность приспособления пространства к требующим решения задачам имеется в необходимой и достаточной мере; материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает в целом реализацию цели организуемого процесса |
Из таблицы видно, что каждый уровень просматривается через признаки, обнаруживаемые в показателях других критериев. Так, например, способ организации дела отслеживается по количеству произведенных действий, обеспечивающему появление качественных изменений в данном деле, а эффективность выделенных временных параметров по качеству участия в организуемом процессе определенного количества субъектов и т. п. В результате обеспечивается матричный подход к оценке эффективности организации процесса здоровьетворящего образования (см. табл. 9), обеспечивающий отслеживание качества организуемого дела на уровне самого дела, на уровне субъектов, на уровне способа его организации, на уровне времени и на уровне места; также просматривается и каждый другой параметр: субъекты – на уровне дела, способа, времени и места; время – на уровне дела, субъектов, способа и места, а место – на уровне дела, субъектов, способа и времени.
Таблица 9