Педагогическая мысль в России XIX в. Педагогическая система К.Д. Ушинского
В 19в Одновременно с государственной системой образования существовали частные пансионы и домашнее воспитание дворянских детей. Действовали также государственные закрытые учебные заведения для дворянства. В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения. Под их влиянием во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. создаются лицеи для детей дворян. В 1864 г. была проведена реформа системы начального и среднего образования:. вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний. Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст обучающихся. Содержание обучения было— Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Особо подчеркивалось, что обучение ведется на русском языке. Начальные народные училища были внесословными учебными заведениями, в них допускалось совместное обучение мальчиков и девочек, а обучение было бесплатным. В 60-е гг. XIX в. развернулась разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики К.Д. Ушинского. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы. Большое значение в нравственном воспитании Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. предметом воспитания является человек как таковой. Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития Ушинский считал урок — важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой являются класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока.
Понятие цели воспитания. Иерархия воспитательных целей.
Цель восп. – это те заранее прогнозированные результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формир-нии. Цель восп. определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов соц.и научно-техн.прогресса, возможностей общества, уч.заведений, учителей и учеников.
Составными частями восп. выступают: умственное, техническое обучение, физ.восп., нравственное, гражданское и национальное восп. Иерархичность целей воспитания и образования предопределяется двумя основными фактами:
1) государственной целью воспитания как социальным заказом (все обучающиеся имеют право на интеллектуальное, физическое, нравственное, трудовое воспитание, на развитие политической, экологической, эстетической, правовой культуры, опыт жизненного самоопределения); 2) реальным уровнем развития, продвинутости, неравномерным формированием параметров становления
Педагогические идеи 20-30-х гг. XX в. Система воспитания Макаренко.
идея передовой демократической педагогики того времени: школа как свободная ассоциация-коммуна учащихся и педагогов; идея открытости школы окружающей ее природной и социальной среде; идея активности ребенка, его внутреннего саморазвития, важнейшим стимулом которого является трудовая деятельность; единство индустриального труда и нравств. восп-ния. М. - педагог-новатор. считал, что в обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Восп-ние в коллективе и через коллектив — это центральная идея его пед. системы. Особое внимание в своей пед. практике Макаренко уделял роли воспитателя в пед. процессе, считая, что, лишенный свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, восп-ль ничего, кроме вреда, не принесет восп-нику. Макаренко требовал, чтобы пед. теория строилась на обобщении практического опыта восп. Необходимым фактором восп. в пед. системе Макаренко является труд. М. правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
Содержание целей воспитания и обучения в современной школе.
Восп-ние основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях бел. народа, гос. идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. Цель воспитания – формир-ние разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачи воспитания: формир-ние у учащихся гражданственности, патриотизма и нац. самосознания на основе гос. идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формир-ние нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.