Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией
Структурные приемы общения с разновозрастной аудиторией школьников.
– прием подстановки учащихся на место учителя;
– обращение к старшим школьникам в форме прямого обращения («разговор на равных»);
– обращение к младшим школьникам (игра и рассказ о музыке специально для них);
– готовность учителя к неожиданной импровизации;
– запрет на использование авторитарных форм обращения (типа: тише, не шумите, хватит… и т.д.).
Предтечи, разновидности, последователи
& Концепция музыкального развития ребенка Б.М. Теплова.
1. Врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются. 2. Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность, не развивающаяся, не воспитуемая, не поддающаяся упражнению, – это сочетание слов, лишенное смысла. 3. Музыкальность человека зависит от его индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения. 4. Проблема музыкальности – это проблема прежде всего качественная, а не количественная.
И теоретически и практически бесплодно применять к музыкальности закон «все или ничего» и ставить вопрос о том, есть или нет музыкальность у того или другого человека. Конечно, у всякого нормального человека есть некоторая музыкальность, но вопрос не в этом, а в том, какова музыкальность данного человека. Основное, что должно интересовать и педагога и исследователя, – это не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
& Технология творческого музыкального воспитания Г.А. Струве (р. 1933).
Из древности к нам пришла формула: буква – цифра – нота. Владение всеми тремя знаками – признак культурности человека.
Певческие способности есть у всех; неспособных к пению людей нет. Рекомендуется начинать работать с детьми с трех лет.
С пением можно выучить и русский язык, и литературу, и иностранные языки (Г.А. Струве работал с финнами, которые по такой методике изучают русский). Песней можно объединять разные учебные предметы.
Строго соблюдается основной педагогический принцип: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Используются ручные знаки, которые на начальных стадиях обучения играют роль нот. Семь нот – семь знаков.
На этапе перехода к пению по нотам «нотным станом» служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местоположение звуков.
Именно музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей, к певческой хоровой культуре, – это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности идостижения высокого уровня культуры и образованности нации.
& Методика эмоционально-образного воспитания В.В. Кирюшина. От того, насколько совершенна методика музыкального образования, зависит, дойдут ли до ребенка духовные богатства, заключенные в музыкальном искусстве, раскроются и разовьются ли его личностные творческие силы, обогатится ли его жизнь музыкальным содержанием.
Ядро системы составляет использование открытых автором возможностей правого полушария головного мозга, которое ответственно за всю эмоциональную сферу личности. Восприятие музыки этой частью мозга начинается еще до рождения ребенка, во внутриутробном состоянии, и оказывает влияние на развитие всех других сфер личности.
Наметодическом уровне она представляет воплощение современной психологической теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина.
Основными психолого-педагогическими принципами системы В.В. Кирюшина являются:
– использование резервов раннего развития детей;
– опора на наглядно-образное мышление, использование возможностей правого полушария мозга;
– использование богатства зрительных и вербальных образов для музыкального развития ребенка;
– создание динамического стереотипа учебно-воспитательного процесса;
– высокие темпы обучения;
– многократное повторение и упражнение;
– развитие технического музыкального мышления, достижение уровня профессионализма при обучении музыке;
– использование эмоционально-образной ориентировочной основы действий при изучении всех учебных дисциплин.
Система В.В. Кирюшина детально разработана применительно к обучению музыкальной грамоте. Для каждого музыкального термина и музыкальной формулы имеются словесные, изобразительные и музыкальные образы. Учащиеся усваивает материал через занимательные сказочно-детективные сюжеты, богатейший мир известных иллюстраций, соединенных со звуковым рядом. В сюжетах действуют принцесса Прима, Красный Ред, фея Фая, добрый Консонанс, царь Домисольсий и др. Дети легко и с увлечением изучают правила, терминологию, эмоционально-звуковые характеристики ритмов и интервалов и другие знания в области музыки. Учитель музыки обращается к чтению сказок-мифов, это помогает детям лучше почувствовать характеристики героев, аллегорически изображавших музыкальные понятия, и тем самим лучше закрепить осваиваемый материал. На уроках изобразительного искусства дети иллюстрируют тексты этих сказок, что помогает им образно воспринимать названия каждого звука, сопоставлять его со звучанием слов родного языка.
Рекомендуемая литература
1. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – Челябинск, 1994.
2. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. – М., 1977.
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1977.
4. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.
5. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М., 1984.
6. Кирюшин В.В. Музыкальные мифы. – М., 1993.
7. Коваленко Н.Г., Сергеев Г.П., Старобинский С.Л., Школяр Л.В. Примерная программа. Музыка. 5-8 кл. – М.: Дрофа, 1998.
8. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5, 6, 7 кл. – М.: Дрофа, 2000.
9. Проект Концепции образовательной области «Искусство» / Под рук. В.В. Алексеевой, В.И. Гараджа. – М., 2001.