Лингвистические понятия и терминология
Любые нарушения (отклонения, дефекты, недоразвитие, недостатки, расстройства, патология) речи обязательно предполагают их сравнение с нормой языковой (система знаков) и речевой (использование системы языковых знаков в разных видах деятельности). Следовательно, понятия о норме языка и речевой деятельности — это логически обязательная точка отсчета для определения разного рода лингвистических проявлений неправильной речи, ее отклонений, нарушений и т. д. Отсюда проистекает необходимость прежде всего свободного оперирования основными лингвистическими понятиями и терминами, характеризующими структуры, категории, формы, виды, стороны, компоненты, части и т. д. языка и речи.
На лингвистических понятиях о правильной речи строится лингвистическая характеристика разных ее нарушений: импрессивной (восприятия) и экспрессивной (воспроизведения), устной и письменной; разных сторон (компонентов) устной речи: фонетической, лексико-грамматической, мелодико-интонационной и темпо-ритмической (просодической) и письменной: чтение и письмо.
Отсюда соответственно вытекают представления и понятия:
■ о недостатках звукопроизношения: отсутствие, замена, искажение, смешение звуков, нарушение фонематического восприятия;
■ о недостатках слово- и фразообразования: бедный словарь, искажение слов, опускание, перестановки морфем и слов во фразе, элизии, контаминации, персеверации, многочисленные аграмматизмы;
о мелодико-интонационных недостатках речи, характеризующихся отклонениями в голосоподаче, нарушениями силы, высоты, тембра голоса: голос тихий, хриплый, визгливый, глухой, сдавленный, вялый, невыразительный и т. п.;
■ о темпоритмических недостатках: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованная паузация, скандирование звуков, слогов и слов и др.;
■ о недостатках письменной речи: неправильное буквенное восприятие (в чтении) и обозначение речевых звуков (в письме), недописки, пропуски и смешения графем, несогласование и перестановки слов в предложениях, разные проявления письменного аграмматизма и технически-процессуальные недостатки чтения и письма.
Знания общих закономерностей и возрастных особенностей развития детской речи позволяют судить о разных отклонениях в темпах этого развития и формах их проявлений. В связи с этим в детской логопедии принято выделять фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР), имеющие разные подвиды и уровни. Для ФФН — это недостатки произношения разных групп звуков языка: шипящие сигматизмы и парасигматизмы (Ш, Ж, Ч, Щ); свистящие сигматизмы и парасигматизмы (С, С, 3, 3', Ц); ротацизмы и параротацизмы (Р, Р'); ламбдацизмы и параламбдацизмы (Л, Л'); йотацизмы и парайотацизмы (И); каппацизмы и паракаппацизмы (К, К', Г, Г', X, X'); недостатки звонкости и твердости согласных звуков. Для ОНР по сложности проявлений лексико-грамма-тических нарушений принято выделять у детей три уровня общего речевого развития (по Р.Е. Левиной; и четвертого уровня — по Т.Б. Филичевой).
Таким образом, для обозначения внешних проявлений речевых нарушений широко и преимущественно используются лингвистические понятия и терминология.
Исторически сложилось так, что начиная с древнейших времен в риторических и педагогических сочинениях (Марк Фабий Квинтилиан и др., а затем: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.В. Ломоносов, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и мн. др.) в основные понятия правильной речи включали: ясность, отчетливость, чистоту произношения; богатство и точность используемых слов; содержательность, последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений; эмоциональную выразительность, умеренную громкость, сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции, красивую манеру поведения в разговоре и выступлениях.
В «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (I, II, III т. — М., 1958) мы находим некоторые термины-обозначения неправильной речи. Эти первые русские термины-обозначения создавались по принципу описания дефекта или созвучия с ним. Например, по описанию: языкоболезние, языко-болезньствие, мудьногласный, косноглаголевый, косноязычный (коснение — медленность); по созвучию: за-якливый (от ИКЪ— икать), гугнявый, гнусливый (от ГНЪ — носовое созвучие), немый (от НЪМЪ — созвучие с мычанием) и т. п.
Принципы описания или созвучия с дефектом при образовании терминов-обозначений неправильной речи сохранился и в более позднее время. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (СПб., М., 1912—1913) мы находим: алалыка, лалыка, барма, ерго-танье, картавленье (обозначение своеобразия и недостатков произношения соноров р, л); музюкать, пришепетывать, шепелянье, свиблость, сюсюканье (недостатки шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа, изгага (физические недостатки речевого аппарата); безгласие, беззвучие, бубнить, блебетать, гундосый, гнусавый, нюгандать, сипота, сап, хрипота (недостатки голоса). В целом невнятная, неразборчивая, смазанная, неясная речь обозначается целым рядом определений: немой алабор, барабошить, безъязычие, бекать, бормотать, буркать, вякать, качкать, куим, кубякать, латышать, лопотать, микать, мямкать, неразжева и мн. др.
Характерно, что некоторые из этих терминов-определений впоследствии приобрели даже профессионально-диагностическое и нозологическое значение: заикание, шепелявость,косноязычие, картавость, гнусавость, немота.