Критерии оценки итогового государственного экзамена

Вопросы для студентов, обучающихся по профилю «Психология и социальная педагогика»

1. Социальная педагогика в системе гуманитарных наук. Объект, предмет и задачи социальной педагогики. Методологические основы социальной педагогики.

2. Проблема становления социальной педагогики как науки и как профессиональной практики.

3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.

4. Профессиональная деятельность социального педагога. Цели, функции, сферы деятельности. Профессиограмма социального педагога.

5. Социальное воспитание как научная категория. Сущность и механизмы социального воспитания.

6. Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление. Теории социализации.

7. Факторы и механизмы социализации личности. Учет факторов социализации в деятельности социального педагога.

8. Формы государственного и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы воспитания ребенка в замещающей семье.

9. Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.

10. Диагностическая деятельность педагога-психолога и социального педагога. Объекты и методы диагностики.

11. Семья как субъект социального воспитания и объект деятельности психолога и педагога.

12. Группа как субъект и объект социального воспитания. Способы организации и коррекции жизнедеятельности группы.

13. Детское движение как предмет научного исследования. Социально-психологические предпосылки детского движения.

14. Сущность и функции детских общественных организаций. Детские общественные организации как субъект и объект социального воспитания. Содержание и методы деятельности детских общественных организаций.

15. Девиация как социально-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение личности как объект деятельности социального педагога.

16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.

17. Реабилитация как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической реабилитации.

18. Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической помощи и поддержки.

19. Становление акмеологии как науки. Феномен «акме», его основные характеристики и условия формирования.

20. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.

Раздел II - практико-ориентированный модуль включает в себя кейс-задания, которые описывают ситуации, занимающие существенное место в профессиональной деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Педагогический процесс есть цепочка последовательных педагогических ситуаций, включающих совокупность условий ее протекания, предметную область ее содержания, средства общения, мотивы и цели субъектов педагогической деятельности, в которой выделяется ряд признаков: открытость, информационная неструктурированность, изменчивость, многомерность, сложность, динамичность происходящего.

Педагогическая ситуация становится для педагога проблемной по cубъективному основанию и возникает как в собственно педагогическом общении (с детьми, родителями), так и в профессионально-деловом (с коллегами, администрацией, обслуживающим персоналом).

Практические задания и ситуации:

1. Вам необходимо выявить готовность 6-летнего ребенка к обучению школе. Опишите методы диагностики.

2. Вам предстоит провести педсовет на тему: «Современные образовательные программы для начальной школы». Опишите последовательность ваших действий.

3. Вам необходимо подготовить родительское собрание на тему: «Я сам!» (кризис 3 лет). Опишите последовательность ваших действий.

4. Сформулируйте вопросы и постройте план беседы с родителями по одной из тем: «Свободное время ребенка», «Наша семья и спорт», «Наша семья и искусство», «Семейные праздники». Четко обозначьте цель предстоящей беседы и соотнесите с целью каждый поставленный вопрос.

5. Приведите примеры интериоризации, имеющие место в обучении детей в школе.

6. Проанализируйте высказывание мамы о ребенке. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован ею при воспитании сына?

Одна из мам говорит другой: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению, некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду и жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появляется, хотя ему скоро в школу идти».

7. Докажите, что наследственные особенности и врожденные свойства организма являются предпосылками психического развития организма.

8. Какой тип общения демонстрирует ребенок, что требует ребенок, как построить взаимоотношения с ним?

Ребенок (8 месяцев) находится на руках у матери. Он протягивает свои ручки к часикам, приглашая полюбоваться ими. Мама улыбается и относит малыша в другое место. Ребенок начинает плакать.

9. В некоторых семьях во время бодрствования детей сажают на диван, обкладывая подушками. Полезна ли данная организация бодрствования для ребенка и почему? Как можно организовать бодрствование детей в домашних условиях.

10. Чем объяснить поведение ребенка?

Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадется на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.

11. Ознакомьтесь с записями следующих игр. Определите возраст детей в каждом случае. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте (освоение свойств предметов; восприятие отношений между людьми; получение удовольствия; подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли)

А) Шура построила из трех кирпичей кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один. Шура расплакалась.

Б) Сеня взял коробку из под ботинок, похожую на магнитофон, стал петь и танцевать.

В) Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши. Саша предложил Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Саша рассказывал про обезьян, крокодил. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.

Г) Дети играли в морское путешествие. Петя был капитаном, Саша - боцманом, Наташа - врачом, четверо детей - матросы. Капитан Петя объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы. Но в это время пришел врач и позвал Петю в кабинет. Петя сказал. Что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправлять пробоину. Игра продолжалась.

12. Самое интересное в формировании чувства материнства происходит тогда, когда девочка (6-9 лет) переходит от игры к общению с настоящим младенцем. Что может испытывать девочка, ухаживая за своими младшими сестрами, братьями? Может ли это повлиять на развитие чувства материнства?

13. Родители Миши (5 лет) стремятся интеллектуально развить своего сына. И так его при этом загрузили, что у него не остается времени для игр. Сделайте прогноз развития Миши, когда родители пренебрегают игровой деятельностью ребенка.

14. Когда ребенок рисует то, что не наблюдал лично, чего не было в его личном опыте, тогда у него получаются рисунки-схемы, рисунки-планы. Чем и как можно объяснить такие особенности детского рисунка?

15. Приведите примеры применения психологом различных техник эмпатического реагирования в консультативном процессе. На каком этапе цикла эмпатического реагирования психологу целесообразно использовать ту или иную технику?

16. Педагог со стажем работы в школе около 15 лет обратилась к психологу: «Мне сейчас стало очень сложно проявлять сочувствие, сопереживать своим ученикам. Я начинаю думать, что это вообще не мое дело. Отвел урок, и все. Остальным пусть занимаются родители. Я права или мне надо поработать над собой, чтобы изменить позицию?» Как следует психологу построить работу с учителем? Какие рекомендации можно дать?

17. Молодой педагог среднего звена жалуется на постоянное напряжение, невозможность справиться с эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой на работе. Предложите и обоснуйте стратегию работы психолога с учителем. Какие психологические технологии целесообразно применить для оказания помощи?

18. Директор школы, обеспокоенный психологическим состоянием учеников, готовящихся к сдаче ЕГЭ, обратился к психологу с просьбой разработать программу профилактики стресса данной категории обучающихся. Какие психологические основания, на ваш взгляд, должна иметь данная программа? В чем она должна заключаться? Опишите основные этапы, условия реализации программы, обоснуйте выбор психологических технологий.

19. Мама девочки (2 г. 5 мес.) беспокоится, как ее дочь адаптируется к детскому саду. По выражению мамы «Она плохо говорит, не может самостоятельно, без меня, играть, одеваться. И вообще, это очень чувствительный ребенок». Как грамотно оказать психологическую помощь девочке?

20. К психологу обратилась мать двух братьев 5 и 8 лет с жалобой на их постоянные драки, неумение «нормально» общаться между собой. Братья не уступают друг другу. Младший провоцирует старшего своими капризами, а старший часто не соизмеряет силу, бывает агрессивен и груб. Женщина уговаривала старшему уступить младшему, как маленькому, наказывала младшего - не помогло. Пробовала не обращать внимания на их конфликты - тоже бесполезно. Запрос: Как вести себя, когда дети ссорятся и обеспечить условия, чтобы они росли любящими друг друга, заботящимися друг о друге?

21. Как соотносятся понятия «забота», «опека», «педагогическая поддержка», «альтруизм»? Обоснуйте свой ответ.

22. Молодой педагог начальных классов обратилась к психологу с вопросом: «Я очень заботливо отношусь к своим ученикам, всегда стараюсь каждому помочь. Я с ними как мама в школе. Но они меня не слушают, не уважают. Почему они не ценят мою заботу?» Как бы вы ответили на вопрос учителя? Какую работу с данным педагогом необходимо провести психологу?

23. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

24. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек. Правомерен ли такой акцент в воспитании маленького ребенка?

25. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни, отметила:

Сережа (1 год 1 месяц), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катает, тащит, сжимает их и т. д.;

Катя (2 года 1 месяц), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу качает, машинку везет, карандашом рисует и т. д.

Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

26. Классный руководитель и родители младшего школьника обратились к психологу с проблемой нежелания ребенка посещать школу. Психолог диагностировал высокий уровень школьной тревожности. Какие арт-терапевтические техники можно предложить для преодоления школьной тревожности?

27. В период обострения критических симптомов девочка трех лет стала сначала редко, потом все чаще называть себя «Маленький мишка». К этому времени в речи уже присутствовало и местоимение «Я». Превращаясь в «Маленького мишку», девочка, как правило, и вести себя начинала иначе: она ластилась к матери, была подчеркнуто нежна, если плакала, то просила ее пожалеть. При этом поведение «Маленького мишки» носило черты некоторой преувеличенности. Девочка как бы изображала другого, не полностью идентифицируясь с ним. Это своеобразное расщепление «Я» на реальное и условное может, конечно, иметь множество трактовок. Но оказалось, что точно такое же поведение обнаруживают и другие дети трехлетнего возраста. По наблюдениям О.В.Курышевой, ребенок трех лет с похожими протестными формами поведения изображал «Белую киску», которая также была ласковой, просила внимания и подчеркнутой заботы матери. Каковы причины расщепление детьми «Я» на активное и протестующее, с одной стороны, и ласково-инфантильное, с другой?

29. Как вы думаете, какую роль в своей собственной семье будет выполнять ребенок из дисгармоничной семьи и выполнения каких ролей он будет ждать от своего супруга и ребенка? Например, «любимчик», будет ли он в своей взрослой семейной жизни следовать этой же роли, т.е. требовать такого же безусловного обожания, какое он получал от родителей, пли передаст роль «любимчика» своему ребенку?

30. Каждый студент во время сдачи устных экзаменов испытывает стресс. Особенно он силен при недостаточной подготовке, если экзаменующийся не уверен в своих силах. Предложите свои методы решения проблемы эмоционального стресса у студентов во время экзамена.

Задачи по специальной педагогике:

31. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцам, ходить – в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь – к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом исследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики низкий. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные – невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка несформирована.

1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

3. К какому специалисту следует направить ребенка?

32. Алеша С., 4 года. Обращение по инициативе воспита­теля детского сада в связи с недоразвитием речи. Из беседы с ма­мой известно, что отец и его брат начали говорить в возрасте 4 – 5 лет. Беременность протекала с токсикозом, роды нормальные. Си­деть, ходить Алеша начал своевременно. Понимает обращенную речь, выполняет просьбы взрослых, но сам издает только отдельные звуки, общается жестами. С трех лет посещает детский сад. Там бы­стро адаптировался, охотно играет с 2 – 3 мальчиками, пытается го­ворить с ними, но общается в основном при помощи жестов. Если его не понимают – плачет и дерется. Игра соответствует возрасту.

При патопсихологическом обследовании обнаружена хорошая невербальная память, способность к установлению связи и после­довательности событий, простым обобщениям. Самооценка зани­жена. Выражена эмоциональная реакция и потребность в поощре­нии. Для общения ребенок использует жесты, мимику, отдельные звукосочетания. Пассивный словарный запас намного больше ак­тивного.

1. Какой тип нарушенного развития имеется в данном случае?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

3. В каком типе дошкольного учреждения ребенок должен обучаться?

33. Наташа С., 3 года, обследуется в условиях психиатри­ческого стационара с целью установления места дальнейшего пре­бывания. Из истории болезни известно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обсле­довании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз, хро­нический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть пе­реведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятель­но ест, использует фразы из двух-трех слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна кон­такту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возмож­но повторение фразы из 4 — 5 слов. Составление рассказа по кар­тинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне кара­куль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

1.Какое нарушение развития можно предположить?

2.В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

34. Толя Л., 14 лет. Испытуемый направлен на судебно-психологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту. Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняется в краже из ларька, совершенной в группе с более стар­шими подростками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-й и 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, половое созревание не началось. При патопси­хологическом обследовании отмечается, что внимание испытуемо­го неустойчиво, отношение к заданиям избирательное.

Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковремен­ные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание ус­пешно: 5, 7, 8, 10. Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербальный интеллект соответствует норме, вербаль­ный – нижняя граница нормы. Креативность крайне низкая. При описании картин ТАТ отсутствует прогноз дальнейшего развитие ситуации.

Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения незрелые, зависят от мнения более старших подростков из своей компании. Уровень притязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познавательные интересы не развиты, преобладает игровая мотивация. Эмоции крайне лабильны. Отмечает­ся высокая внушаемость.

1.Какой тип нарушений психического развития отмечается в данном случае?

2.Соответствует ли психическое и личностное развитие испытуемого паспортному возрасту?

35. Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из исто­рии болезни известно, что роды у матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть – в 9, ходить – в 1 год и 9 мес. Отдельные слова – к 1,5 годам, фразовая речь – к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педаго­гов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую кон­сультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоящее время она закончила 9 классов, не атте­стована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологи­ческом обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено: 2, 3, 5, 5; ассоциативное- ухудшает результаты. Исключение и обобщение производятся по конкретно-явным признакам. Классификация также по конкретно-ситуитивным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Вербальный IQ = 52 балла, невербальный = 60. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооценка занижена, недифференцирована. Усвоение навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действия недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный и вторичный дефект?

61. Представьте, что Вы приняты на должность школь­ного психолога. Район, где находится школа, крайне неблагополуч­ный: многие подростки совершают правонарушения, злоупотреб­ляют алкоголем, а самое главное – курят спайсы. Даже в школе четверо подростков были уличены в том, что курили сигарету «с начинкой», в связи с чем за ними прочно укрепился ярлык «нар­команы». Директор школы сразу заявил, что он освобождает Вас от всех функций школьного психолога, чтобы Вы сосредоточились на решении только одной задачи – борьба с распространением и употреблением спайсов. Дирек­тор сказал, что Вы должны «наводнить» школу информацией о вреде спайсов, как можно чаще проводить лекции, диспуты, викторины, вечера вопросов и ответов на эту тему и к концу вто­рой четверти искоренить даже мысли о спайсах хотя бы у двух из четырех «наркоманов».

1. Верную ли позицию избрал директор?

2. С чего Вы начнете свою деятельность?

62. Мать жалуется психологу на сына, ученика 9-го класса:

— Не понимаю, что произошло! Знаете, вдруг от рук отбился, ничего слушать не хочет, за уроки не садится по нескольку дней, а ведь впереди выпуск. Горько признаваться, но стал даже мне грубить. Прежде такого никогда не было.

— А с кем он дружит, с кем время проводит, когда не дома? Вы его приятелей знаете, особенно новых? Они у вас бывают?

— Да при чем здесь приятели? Я их никого и не видела, и давно...

Задание:

Представьте краткую аннотацию консультации психолога по возникшей ситуации.

Критерии оценки итогового государственного экзамена

В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника, его профессиональные компетенции, входят:

- уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности;

- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

- уровень информационной и коммуникативной культуры.

Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент обнаруживает: глубокое, полное знание содержания учебного материала, понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, принципов и теорий; умение выделять существенные связи в рассматриваемых явлениях, давать точное определение основным понятиям, связывать теорию с практикой, решать прикладные задачи. Он аргументирует свои суждения, грамотно владеет профессиональной терминологией, связно излагает свой ответ.

Оценка «хорошо» - студент обнаруживает достаточное владение учебным материалом, в том числе понятийным аппаратом; демонстрирует уверенную ориентацию в изученном материале, возможность применять знания для решения практических задач, но затрудняется в приведении примеров. При ответе допускает отдельные неточности.

Оценка «удовлетворительно» - студент излагает основное содержание учебного материала, но раскрывает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

Оценка «неудовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные бессистемные знания, не выделяет главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, беспорядочно, неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач в соответствии с требованиями программы или вообще отказывается от ответа.

Критерием оценки ответа студентов при решении кейс-заданий выступают: отношения между субъектами взаимодействия педагогической ситуации не должны ухудшаться; решение способствует развитию личностей участников взаимодействия и способствует развитию деятельности. Таким образом, за предложенный вариант по каждой из ситуаций студент может получить от «0» до «3» баллов:

0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответ может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.

1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела безпроблемной, а его негативное его влиянии на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, включая понимание возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

Оценка ответа на вопрос (выполненного задания) выставляется членами Государственной экзаменационной комиссии. Оценки ставятся по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

2.3 Порядок проведения экзамена[1]

Государственный экзамен проводится в устной и письменной форме (первый и второй вопросы теоретической части экзамена – в устной форме; третий вопрос – кейс-задание – в письменной форме) в присутствии не менее 2/3 состава комиссии, при обязательном присутствии председателя. На экзамене кроме членов комиссии могут присутствовать ректор, проректор по учебной работе, декан (директор) и его заместитель по учебной работе. Другим лицам присутствие на экзамене не разрешается.

До начала экзамена председатель оглашает порядок работы комиссии: на подготовку ответа на вопросы билета отводится 1 академический час и 10-12 мин отводится на дополнительные вопросы членов комиссии. Не рекомендуется задавать вопросы, не связанные с тематикой билета. Лица, присутствующие на экзамене (не члены комиссии) задавать вопросы не могут.

Решение принимается в конце экзамена на закрытом заседании комиссии простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов, председатель обладает правом решающего голоса. Результаты экзамена объявляются в тот же день после оформления протоколов заседания экзаменационной комиссии. Решение комиссии является окончательным.

[1] Приводятся сведения о форме проведения государственного экзамена (письменная, устная или сочетание этих форм), длительность экзамена, перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, разрешенных к использованию на экзамене, возможность пользования электронно-вычислительной техникой, перечень рекомендуемой литературы.

Наши рекомендации