Особенности социального качества религиозного образования
Ориентация на теоретическое и практическое знание в религиозном образовании. Особенности цели и смысла жизни верующего человека. Понятие «правильный образ жизни». Понятие религиозной веры. Жизненное и временное пространство верующего человека. Повседневность верующего человека. Способы освоения жизненного пространства и времени жизни учащимися духовных учреждений. Естественнонаучная и гуманитарная подготовка в духовных образовательных учреждениях. Ценности христианского образования. Соотношение Закона и Благодати в воспитании христианина. Проблема толерантности в отношениях между верующими разных религий. Идея всеединства В.С. Соловьёва. Современное экуменическое движение. Православная церковь и государство: предпосылки и условия взаимодействия.
Тема 9
Семинар
Особенности социального качества современного технического образования
Соотношение естественнонаучной и социально-гуманитарной подготовки в технических вузах. Формальное и неформальное техническое образование. Математическая подготовка будущих инженеров: роль начертательной и аналитической геометрии, математического анализа. Роль естественнонаучного знания. Место философии в системе технического знания, философия техники. Система базовых учебных дисциплин в подготовке инженеров: материаловедение, теоретическая механика, сопротивление материалов, теория машин и механизмов. Особенности подготовки и производственной деятельности конструктора и технолога. Жизненное пространство инженера и особенности его освоения. Повседневность работника технической сферы. Социальное бытие инженера в современных российских условиях. Проблема оценки социального качества технического образования.
Тема 10
Семинар
Особенности социального качества современного российского педагогического образования
Формальное и неформальное педагогическое образование. Теоретическое и практическое образование педагога. Жизненное пространство педагога и способы его освоения. Повседневность учителя школы и преподавателя вуза. Понятие «образовательная среда». Особенности смысла и цели жизни педагога. Мир науки, искусства, философии, религии, спорта, политики в жизни педагога. Универсальность педагогического образования. Профессиональные и гражданские качества педагога. Понятия «учитель», «урок». Воспитательная и профориентационная деятельность педагога. Педагогика как наука и искусство. Критерии социального качества педагогического образования.
Тема 11
Семинар
Управление социальным качеством российского образования
Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, региональные законы и целевые программы развития образования как основания принятия управленческих решений в сфере образования. Понятие «модернизация образования». История модернизации российского образования. Роль международных соглашений в модернизации российского образования: опыт перехода на уровневое образование. Опыт реформирования современного российского образования (1993–2015 гг.). Современная стратегия, политика и идеология развития российского образования. Роль инновационного движения в модернизации образования. Направления реформирования современного российского образования. Социальные качества педагога. Критерии социального качества современного российского образования.
Тема 12
Семинар
Социальное качество современного европейского образования
Формальное и неформальное, теоретическое и практическое образование европейского учащегося, студента. Культурно-историческое пространство европейского учащегося, способы и средства его освоения. Решение проблемы гармонизации природных и приобретённых качеств человека в европейской школе. Соотношение рационального и иррационального, индивидуального и общественного начал в европейском образовании. Роль академического сообщества в управлении европейскими университетами. Демократические традиции высшего европейского образования. Реформирование университетского образования в Европе и Америке. Формирование гражданских качеств учащихся европейских стран. Критерии социального качества современного европейского образования.
Тема 13
Семинар
Социальное качество современного образования
В странах Востока
Формальное и неформальное, теоретическое и практическое образование учащегося, студента восточных государств (Китай, Япония, Республика Корея). Философия Китая как основание китайского образования. Роль понятия дао в образовании учащихся Китая. Культурно-историческое пространство учащегося, способы и средства его освоения. Роль национальных традиций в воспитании человека. Решение проблемы гармонизации природных и приобретённых качеств человека в странах Востока. Соотношение рационального и иррационального, индивидуального и общественного начал в образовании человека в странах Востока. Формирование гражданских качеств учащихся стран Востока. Критерии социального качества современного образования в странах Востока.
Тема 14
Семинар