Современная классификация закономерностей обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются:
· выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения;
· вполне определенным выделением сущностей и фиксацией общих связей между ними;
· лаконичностью и точностью формулировок.
Общие закономерности:
· цели обучения – зависят от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
· содержание обучения – зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей, развития теории и практики обучения, экономических и материально-технических возможностей учреждения;
· качество обучения – зависит от продуктивности и результативности предыдущего этапа, объема и характера изучаемого материала, обучаемости и времени обучения;
· эффективность дидактических методов – зависит от цели и содержания обучения, возраста и обучаемости учащихся, организации и материально-технического обеспечения;
· продуктивность управления – зависит от интенсивности обратных связей, обоснованности корректирующих воздействий;
· продуктивность стимулирования обучения – зависит от мотивов (внутренних стимулов) обучения и внешних стимулов.
Конкретные закономерности обучения:
Дидактические – результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения, зависят от применяемых средств и методов.
Гносеологические – результаты обучения прямо пропорциональны продуктивности процесса, зависят от регулярности и систематичности выполнения заданий, от потребности учиться и включения проблемного обучения.
Психологические – продуктивность обучения зависит от интереса, возможностей, тренировок, познавательной активности, стойкости внимания, индивидуальных качеств, уровня, силы и интенсивности мышления, уровня развития всех психических функций.
Кибернетические – эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи, эффективности контроля.
Социологические – развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, зависит от прямого и непрямого общения.
Организационные – результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к своим обязанностям.
Литература по теме
1. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М. : 1989.
3. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.
4. Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19–24.
5. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.
6. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24.
7. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994.
8. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001.
9. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику каждому противоречию процесса обучения.
2. Покажите пути решения этого противоречия.
3. Раскройте логическую основу закономерностей обучения.
4. Каково различие между общими и конкретными дидактическими закономерностями?
5. Опишите модель общих закономерностей.
6. Дайте характеристику каждому из компонентов конкретных закономерностей.
7. Преобразуйте педагогическую мысль в педагогическую идею, а далее в закономерность:
· хороший жеребенок идет за хорошей лошадью, плохая лошадь идет за жеребенком (казахская пословица);
· палка, которой ты бьешь отца, когда-нибудь понадобится твоему сыну (осетинская пословица);
· угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность (Гельвеций);
· цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Э. Хаббард);
· детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи (Л.Толстой);
· когда слово не бьет, то и палка не поможет (Сократ);
· кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель);
· лучше потерпеть обиду, чем нанести ее (Платон);
· все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся (Ж.-Ж. Руссо).
Принципы и методы процесса обучения
Целевой блок Содержательный блок Деятельностный блок
Целевой блок
Цели занятия
1. Дать представление о соотношении дидактических принципов и правил.
2. Познакомить с системой дидактических принципов.
3. Дать определение и характеристику методам обучения как способам взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся.
4. Познакомить с существующей классификацией методов обучения и контроля, методов усвоения содержания образовательного процесса.
5. Выявить дидактические соотношения методов и приемов.
6. Дать характеристику основным методам обучения и особенностям их использования.
Содержательный блок
1. Система дидактических принципов.
2. Методы и приемы процесса обучения.