М. а. чистякова, л. м. лапшина

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

Также общение можно считать одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Для получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, необходимо включать ребенка в процесс социализации. Осуществляется социализация, главным образом, через общение [2].

Принципиальный подход к изучению социализации аномального ребенка предложен Л. С. Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор коррекции их недостатков. Он считал, что первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей. Все это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими.

В частности проблемы формирования навыков общения наблюдается у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В силу недостаточности мозговых структур у ребенка при данном варианте дизонтогенеза наблюдается недоразвитие познавательной деятельности, которая приводит к нарушению формирования у них коммуникативных навыков.

Также развитие общения – это необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Поэтому уже к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы [3].

Поэтому для успешного формирования коммуникативной готовности детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте необходимо создать благоприятные для коммуникативного развития педагогические условия. Они заключаются в полном изучении и поиске тех методов и средств, которые помогут определить основные проблемы в сфере общения детей с ЗПР, помогут обозначить направления коррекционной работы [1].

Существуют различные методики, которые используются педагогами и психологами для диагностики уровня сформированности навыков общения на вербальном и невербальном уровне.

Для выявления вербального уровня общения используются методики «Изучения критериев выбора партнера», авторами которой являются Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [5], а также методика «Диагностика форм общения» М.И. Лисиной [4]. Нацеленность этих методик заключается в определении ведущей формы общения ребенка со взрослыми, сверстниками и формировании представлений ребенка о качествах личности.

Невербальный уровень общения предлагается диагностировать с помощью методик «Определи выражение лица», гдеоценивается уровень эмпатии или эмоциональной восприимчивости ребёнка, и «Составления невербального портрета»,позволяющее выявить умения в соотнесении отдельных невербальных признаков между собой.

Для того чтобы формировать, развивать и закреплять навыки общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо использовать в деятельности педагогов и родителей игры и задания, направленные на взаимодействие ребенка с окружающим миром.

К таким играм можно отнести «Давай поговорим», «Клубочек», «Газета», «Зоопарк», «Найди отличие», «Интервью», «Охота на тигров» и другие. Все они стимулируют развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Таким образом, для того чтобы выяснить на какой ступени развития находится коммуникативные навыки ребенка с ЗПР и определить направления коррекционной работы, необходимо использовать диагностические методики и игры, которые учитывают особенности и возможности этой категории детей.

Это становится возможным, если будут реализованы условия формирования коммуникативной навыков путём создания благоприятных для коммуникативного развития педагогических условий, коррекционно-педагогического воздействия и участия в образовательном процессе семьи ребенка.

Список литературы

1. Бабкина, Н. В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина. – М. : Наука, 2007. – №5. –260 с.

2. Балл, Г. А. Мышление и общение [Текст] / Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгялло. – М. : Наука, 1973. – 94 с.

3. Актуальные проблемы задержки психического развития [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. – М. : Наука, 1982. – 128 с.

4. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.

5. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / под ред. Г. А. Урунтаевой. – М. : Просвещение, 1995. – 291 с.

Наши рекомендации