История педагогики и образования как область научного знания. Объект, предмет, задачи, функции, источники истории педагогики
В ходе своего развития общ-во осуществляет организацию определённых социальных институтов, занимающихся целенаправленной подготовкой подрастающего поколения к тем видам социальной деятельности, в которых оно нуждается.
История пед-ки и образования как область научного знания изучает историю возникновения и развития различных социальных институтов, занимающихся подготовкой подрастающего поколения к жизни и труду, а также различные педагогические идеи, теории, концепции, возникавшие в истории мировой педагогической культуры.
Объектом истории пед-ки и образования является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учётом особенностей их самостоятельной эволюции.
Предмет истории пед-ки и образования - совокупность теоретических знаний об историко-педагогических явлениях, концепциях образования и воспитания, образовательно-воспитательных системах, сменявших друг друга в ходе общественного развития. Она как составная часть собственно-исторической науки, будучи одновременно связанной с историей философии, культуры, литературы.
Истории педагогики и образования решает следующие задачи:
· раскрывает поэтапный процесс формирования научного педагогического знания , институтов образования и воспитания, их отбор и выделение наиболее рациональных образовательно-воспитательных систем, отвечавших потребностям общественного развития;
· показывает изменение педагогических тенденций воспитательной практики одновременно с изменением в характере общественного развития;
· раскрывает процесс перехода от консервативных (авторитарных) к передовым (гуманистическим) педагогическим воззрениям и формам организации образовательно-воспитательной деятельности;
· развивает аналитико-прогностические умения, способность выделять ценностные, конструктивные ориентиры педагогического наследия прошлого и проецировать их в образовательную плоскость настоящего и будущего;
· развивает творческие способности обучающихся и готовность включаться в инновационные процессы в образовании ;
· формирует представление о ценностях мировой педагогической культуры как средства развития личности.
Для решения своих исслед-ких задач историк пед-ки пользуется методами реконструкции, объяснения и понимания педагогических событий прошлого. Они осуществляются на основе работы с информацией о педагогических событиях прошлого. Носителями инф-ции явл-тся различные источники: письменные документы, устные предания, обычаи, ритуалы и обряды, материальные (вещественные) памятники, изобразительные материалы.
Важнейшие источники изучения мирового историко-педагогического процесса: педаг. наследие выдающихся представителей мысли, древние рукописи по вопросам образования и воспитания, памятники древней письменности, официальные материалы по вопросам воспитания и образования (законы, проекты, отчеты, доклады), программные документы конкретных политических партий, движений по проблемам образования , воспитания и школы, общая и педагогическая пресса, дневниковые записи, мемуарная лит-ра. Весьма ценными источниками выступают уч. пособия, программы, другие материалы, характеризующие работу школы, а также худож. произведения, произведения кино и театра.
9. Основные этапы развития отечественной школы: характерные черты, значение для современности.
Рассматривая школу и педагогическую мысль эпохи Петра I, следует иметь в виду, что уже до него ощущалось постепенное усиление воздействия на Россию как западноевропейских образцов устройства школьного дела, так и педагогических воззрений. Этот процесс исподволь создавал базу для коренного преобразования всех социальных институтов, включая и школьные реформы, осуществленные в царствование Петра I. Именно в это время вместо традиционного на Руси слова «училище» в русский язык прочно входит слово «школа». Петровские школы и академии отражали тенденцию приобщения России к западноевропейской секуляризованной культуре, науке и образованию.
История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий — Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Обе они, доставшись в наследство XVIII в. от века XVII, претерпели значительную модернизацию.
Московская славяно-греко-латинская академия, основанная как высшее учебное заведение еще в последней четверти XVII в. под названием эллино-греческой академии, в XVIII в. приобрела новый облик, сближавший ее во многом с Киево-Могилянской. Она была пронизана атмосферой западноевропейской образованности.
Московская академия для обновляемой России была не просто традиционным богословским учебным заведением, но прежде всего учреждением, дававшим общее начальное, среднее и высшее образование, местом подготовки учителей практически для всех типов зарождавшейся государственной светской школы.
Петровские реформы в области образования проводились выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий и людьми, получившими западноевропейское образование.
«Гимн просвещению» — так оценивали современники содержание «Духовного регламента» (1721), в котором Ф. Прокопович изложил программу нового школьного обучения. Центром новой образовательной структуры должна была стать академия, как единая и всеобщая школа, многолетняя и многоступенчатая, все ступени которой взаимосвязаны. Академия, как единая и всеобщая школа, мыслилась как общеобразовательная; при ней планировалось создание семинарии по образцу монастыря.
Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Сам он видел необходимость в создании различного типа Школ, главной задачей которых была бы профессиональная подготовка.
Преемники Петра I — Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна — лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника. Петровские школы за редким исключением во второй четверти XVIII в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания, когда гувернеры и «мадамы» учили языку и манерам, а домашние учителя — наукам и т.п.
Оставшиеся школы, созданные при Петре I, после его смерти подверглись серьезным преобразованиям. Так, цифирные школы с 1744 г. слились с гарнизонными, архиерейские школы, в том количестве, как это предполагалось, созданы не были.
С воцарением Анны Иоанновны одной из первых сословных дворянских привилегий стало открытие специальных школ для «шляхетских», дворянских детей. Оформилась и своеобразная система дворянского воспитания.
Данью традиции петровской эпохи в рассматриваемый период было сохранение права обучения даже в закрытых дворянских учебных заведениях для детей разночинцев, но содержание обучения здесь было дифференцировано: разночинцев не учили «дворянским наукам», таким как фехтование, танцы, верховая езда и т.п. Постепенно образование становилось средством обоснования привилегированного положения дворянства.
В 60-80-е годы XVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие.Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий широкое общее образование с профессиональной выучкой.
Эта мысль созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, прежде всего Джона Локка.
Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в. стал так называемый «Наказ императрицы Екатерины II».
В школах, созданных по строго сословному принципу, учащиеся должны были получать ту сумму знаний, которая необходима для жизни представителю конкретного сословия.
Просвещение в России, столетиями развивавшееся в рамках религиозного мировоззрения и преимущественно оппозиции к педагогическим традициям Западной Европы, по крайней мере до эпохи Петра I, лишь к началу XIX в. выходит в целом на путь секуляризации. XIX в. для России ознаменовался вступлением на престол Александра I, провозгласившего в манифесте от 12 марта 1801 г. курс на продолжение просветительских реформ, начавшихся ранее. В рамках реформирования общественных отношений в 1802-1804 гг. была проведена и реформа народного образования.
Манифестом от 8 сентября 1802 г. было образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Петром Васильевичем Завадовским (1739-1812), в 1803 г. опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 г. — «Устав учебных заведений, подведомых университетам» — именно эти документы и определяли структуру системы образования в первой четверти XIX в.
Основными звеньями этой структуры стали приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (ныне г. Тарту) — с университетом во главе каждого округа.
В приходских училищах обучение было рассчитано на 1 годПреподавание в училищах вели два учителя, учебная нагрузка каждого составляла 28 часов в неделю— всего 15 учебных предметов.
В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нее лишь дети дворян и чиновников. Цель гимназии: подготовка к поступлению в университет. Согласно штатному расписанию в гимназии работали 8 учителей с нагрузкой от 16 до 20 часов в неделю. Особенностью содержания обучения в гимназиях того времени было отсутствие в учебном плане закона Божьего и русского языка. Гимназии были, как правило, оснащены дидактическими пособиями, учебниками, в процессе обучения широко использовались наглядные пособия. Финансирование гимназий осуществлялось за счет государства.
В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского просвещения. Под их влиянием во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. .
В первые пять лет царствования Александра I были созданы специальные высшие школы — Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения, были восстановлены государственные денежные субсидии Российской академии наук, отмененные Павлом I, выделены субсидии Петербургской медико-санитарной академии.
Осознание необходимости иметь в обществе элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени, привело Александра I к идее создания специального учебно-воспитательного учреждения для детей высшего дворянства. 12 августа 1810 г. Александр I подписал «Постановление о Лицее», давшее начало истории знаменитого Царскосельского лицея.
Обучение делилось на два курса по три года каждый — начальный и окончательный.
Существенные изменения в сфере образования были связаны с назначением на пост министра просвещения в 1816 г. обер-прокурора Священного Синода князя Александра Николаевича Голицына (1773-1844). В 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения
В 1819 г. были изменены учебные планы училищ и гимназий, введено чтение Священного писания, изъяты из гимназических курсов элементы философских знаний, статистика, естественное право, эстетика.
После восшествия на престол Николая I (1825-1855) внимание государства к вопросам воспитания усилилось. В манифесте о завершении дела декабристов 13 июля 1826 г. Николай I высказал мысль, что главной причиной восстания являются недостатки воспитания.
В 1826 г. царским указом был создан Комитет по устройству учебных заведений, который подготовил новый «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», опубликованный в 1828 г. Особенность нового устройства системы образования состояла в том, что каждая ступень образования не имела в виду его преемственности. Согласно новому «Уставу» приходские училища должны были обучать мальчиков и девочек самых низших сословий. В уездных училищах обучали детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан, не принадлежащих к дворянскому сословию.
В соответствии с новым «Уставом» гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества и готовящими для поступления в университет. .
Важным документом реформы стал новый университетский устав, утвержденный 18 июня 1868 г. Согласно этому документу университеты получали некоторую самостоятельность: ученые советы университетов приобретали право самостоятельно выбирать ректора и проректоров сроком на 4 года, избирать по конкурсу профессоров, создавать на факультетах советы и выбирать деканов.
В 1864 г. была проведена реформа системы начального и среднего образования: 19 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний. Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст обучающихся.
19 ноября 1864 г. был утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», согласно которому устанавливалось два типа гимназий: классическая и реальная и соответственно им — прогимназии. Прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий.
Новыми образовательными учреждениями, появившимися вследствие создания новых форм местного самоуправления после отмены крепостного права — земств, стали земские школы, значение которых усилилось к концу XIX в.
В 1871 г. был издан новый «Устав гимназий и прогимназий», в соответствии с которым название «гимназия» сохранялось лишь за классическими гимназиями, реальные гимназии ликвидировались.
«Устав...» 1871 г. был дополнен в 1872 г. «Уставом реальных училищ», которые стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное образование. Весь курс обучения был рассчитан на 7 лет. VII класс был дополнительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное.
Изменения претерпела и система начального образования. В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразовывались уездные училища, на базе которых создавались двухклассные начальные училища и городские училища.
Двухклассные начальные училища имели пятилетний срок обучения.
Городские училища имели шестилетний курс обучения.
Самым распространенным типом начальной школы оставались церковно-приходские школы, курс обучения в которых был, как правило, рассчитан на два годаСледует отметить, что число этих школ к началу XX в. достигало половины от всех начальных школ.
Бурная общественно-педагогическая жизнь 40-60-х годов стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей. Еще в 1861 г. на основании разработанного К.Д. Ушинским проекта учительской семинарии на средства земств стали открываться земские учительские семинарии и учительские школы.