Зоопсихология социальная
В. А. СЛАСТЕНИН, В. П. КАШИРИН
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением вузов РФ
по педагогическому образованию в качестве
учебного пособия для студентов, обучающихся
по непедагогическим специальностям
Москва
ACADEMA
Министерство образования Российской Федерации
ПЕДШН И & ;#Ж0 UKCISfTVTA
ВФ ГГПИ
347340. г Ослгадоиск. пр. ЯЛира. 43 Ten. S-73-46. фаю 3-4&-24 ОКПО 46674321 £qq
____or.
УДК371(075.32) ББК74.00я73 С 47
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Авторы: В.П.Каширин — Ч. Iи III;В.А. Сластенин— Ч. II
Авторы книги — лауреаты Премии Правительства России
в области образования, которой они были удостоены за создание
учебно-методического комплекта по психолого-педагогическому
образованию для высших учебных заведений
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры
психологии развития МПГУ Л. Б. Филонов;
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
высшей школы МПГУ В. А. Ситаров
Сластенин В. А., Каширин В. П.
С 47 Психология ипедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с. ISBN 5-7695-0337-8 ISBN 5-7695-0488-9 (Издательский центр «Академия»)
Учебное пособие знакомит студентов педагогических специальностей
с современной отечественной и зарубежной психологией и педагогикой;
рассматриваются, в частности, такие вопросы, как психология лично-
»— • сти, теоретико-методологические основы педагогики, воспитание и обу-
' чение в педагогическом процессе, поддержание психического здоровья,
регулирование межличностных отношений; особое внимание уделяется
педагогике и психологии профессиональной деятельности.
Может быть полезно специалистам разных отраслей, прежде всего тем, кому предстоит работать с людьми.
..
*' УДК 371(075.32)
ББК74.00я73
ISBN 5-7695-0337-8 © СластенинВ. А., Каширин В. П., 2001
ISBN 5-7695-0488-9 © Издательскийцентр «Академия», 2001
ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Их объектом является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического. А предметом — психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.
Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе («псюхе» — душа, «логос» — учение, знание). Это наука прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский). Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология— это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей (схема 1).
Схема 1
Зоопсихология Социальная
} психология
Животных |
ПСИХИКА -=ЩЦ^__________________^/Различные формы
Человека----------------- 1общностей людей
t
Индивид Психология Психология человека Общая психология
Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.
Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, политической, этнической и т.д.
Схема 2
Система психологических наук
Общая психология <-» Социальная психология
Возрастная психология Психология труда Педагогическая психология Психология спорта Инженерная психология Военная психология Психология искусства Политическая психология Юридическая психология Психология управления Психология религии Этническая психология Медицинская психология Практическая психология Экспериментальная психология Психология бизнеса Психология рекламы Психология моды Психология СМИ Патопсихология Другие отрасли психологии
Примечание. Все представленные на схеме отрасли психологии, свою очередь, включают в себя ряд относительно самостоятельных наук. Например, возрастная психология включает детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронтопсихологию; педагогическая психология — психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы; юридическая психология — психологию гражданско-правового регулирования и судопроизводства, криминальную психологию, психологию уголовного судопроизводства, пенитенциарную (исправительную) психологию.
Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. Но в любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение прежде всего проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.
Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.
В целом психология как наука выполняет две основные функции: как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов; как прикладная область знаний — формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.
Психология — это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей.
1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.
Философские науки имеют для психологии прежде всего теоретико-методологическое значение. Они вооружают человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реаль-
ности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.
Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей формирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позицией человека, в том числе и профессионального психолога-исследователя. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.
Наша отечественная психология складывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции и ей в значительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.
В индивидуальной и групповой, общественной психике проявляют свое действие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий истоки, причины развития; отрицания отрицания, показывающий, в каком направлении происходит развитие; перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, как происходит развитие. С позиций и этих законов отечественная психология подходит к пониманию истоков, сути и направлений развития психики людей и отдельных психических феноменов.
Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому большое значение в понимании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга.
Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и др. составили естественно-научную основу психологических знаний. Современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга значительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности.
2. Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей.
Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К. Д. Ушинский не без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.
Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. Это можно представить следующим образом.
Схема 3
Взаимосвязи психологии с другими науками
Педагогика
Юридические знания
ПСИХОЛОГИЯ
Z
Физиология высшей нервной деятельности
Медицинские науки
Технические науки
Философия
Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с техническими науками и в целом с технической средой жизнедеятельности людей.
В этих связях есть две взаимодополняющие друг друга стороны.
Первое — по мере развития научно-технического прогресса в области производства, создания новых видов техники, средств связи, транспорта, энергетических, автоматизированных систем и т.п. все большие требования предъявляются к психическим возможностям человека, к профессиональной подготовке технических специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, экс-
плуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Вторая — современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать технические системы, трудно поддающиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже на этапе проектного конструирования важно учитывать рекомендации психологии в отношении психических и психофизиологических возможностей человека воспринимать, оценивать поступающую от этих систем информацию и на этой основе успешно управлять современными техническими системами. В этом смысле инженерная психология (изучает психологические проблемы взаимодействия человека и техники) и психология труда тесно взаимосвязаны с многими научными дисциплинами, участвующими в разработке технических систем, — эргономикой, кибернетикой, бионикой и др.
Как видим, современная психология, находясь на стыке многих наук, занимает как бы промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками. С многими из них она совместно разрабатывает проблемы, но это не лишает ее самостоятельности и сохранения своего предмета, своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.
В целом психологию в системе современного научного знания можно представить следующим образом:
Технические науки
Социальные науки / Психология / Естественные науки
Философские науки
Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.
В самом общем виде психика — это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.
Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния. Задача специалиста состоит в том, чтобы,
опираясь на психологические знания и методы психологии, а также на соответствующий опыт общения с людьми, научиться распознавать действительное содержание и состояние психики человека.
Каковы же основные положения, позиции отечественной психологии в понимании психики человека?
Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи — головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода.
1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психика — это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, носителем психического выступают те нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти процессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.
2. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Ведь свойство — это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяснить, что психическое вторично по отношению к материи, свойством которой она является, а также и к остальной, существующей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи. Психика — это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности.
Каковы же особенности психики как формы отражения? Важно осмыслить и уяснить их, поскольку это приближает нас к пониманию сути психического и его отличия от других форм отражения.
Прежде всего это отражение субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т. п. Этим же определяется и другая особенность психического отражения действительности — оно не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих
потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как правило, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.
Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образований, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность.
Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пониманию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира.
Одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для преобразования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Как видим, при определенном развитии психика способна к так называемому опережающему отражению действительности {П.К.Анохин), например проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других сооружений, предвидению экологических процессов и явлений (смены времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.
Выделяют три уровня психического отражения:
досознательный (безусловно-рефлекторный, природообуслов-ленный);
сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный);
послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный — автоматизмы, установки и т.п.).
Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).
Следует подчеркнуть, что сознание человека — это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обуслов-
лены не только биологическими предпосылками, но и социально-историческими обстоятельствами. Последние играют определяющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер.
Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в первую очередь его сознание, — результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система — язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них информацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приобретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется особая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального воображения, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование человеческих потребностей (эстетических, нравственных, профессиональных и др.).
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека).
К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразо-вания и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.
1. Психические процессы человека:
а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);
б) эмоциональные (чувства);
в) волевые.
2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).
3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).
4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-Познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизо-
ванности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).
Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения и т. п. личности.
Такое понимание психического, сознания сложилось в отечественной психологии.
Схема 4 Мир психических явлений человека
Познавательные:
внимание
ощущения
восприятие
представление
память
мышление
речь
воображение
Эмоциональные:
чувства
Направленность Характер Способности Темперамент
Функциональные:
интеллектуальные эмоциональные волевые Общие:
настроенности мобилизованности готовности апатии \неуверенности и дру
Современному специалисту важно уяснить содержание научного понимания психики человека и опираться на это знание при решении профессиональных задач. Практическая деятельность человека во многом зависит от качества изучения и диагностики людей, учета их особенностей при решении профессиональных задач.
Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и групповая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.
Под групповой, массовой психикой (общественной психологией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), действенностью.
Каковы же истоки групповой, общественной (и индивидуальной в том числе) психики, под влиянием каких обстоятельств она складывается, формируется, развивается?
В первую очередь к числу таких факторов относятся:
• исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей, социальной группы;
• прижизненный опыт этой социальной общности;
• опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы;
• конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность людей;
• ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;
• особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей данной общности и т.д.
Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.
Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и проявления группового, массового сознания, психики: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения,
традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические феномены, которые не являются выражением массового, группового сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи индивидуальной и групповой информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение.
Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделении носителей, субъектов таких феноменов:
а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности социально-психологические характеристики. Это так называемые мас-совидные социально-психологические феномены:общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профессиональный климат и др.;
б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое своеобразие (индивидуальность) личности,особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адаптации личности и др.;
в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общностикак между собой, так и с социальной средой их жизни и деятельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;
г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.
Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.
Схема 5
Морально-психологическая ________атмосфера________
Морально-психологический климат
/' Психология \ / социального чч
Xвзаимодействия, общения4s t —
Социальное взаимодействие
Деятельность
Общество и уровень его развития
В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимости от степени их устойчивости и динамики различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А.Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют социально-психологические феномены, интегрирующие, сплачивающие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагающее влияние на социальную среду.
Очевидно, что знание специалистом особенностей индивидуальной и групповой психики позволит ему лучше ориентироваться в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику психологии как науки.
2. Раскройте научное понимание психики человека.
3. Проанализируйте основные функции психики.
4. По каким признакам можно судить об особенностях психики человека?
5. В чем состоит сущность психического, психики человека и каковы ее особенности?
6. Что, по вашему мнению, представляет мир психических явлений человека?
7. Какова природа человеческой психики?
8. Кратко охарактеризуйте основные отрасли психологии.
9. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.
10. Дайте краткую характеристику естественно-научных основ психологии.
11. Какие положения философии выступают теоретико-методологической основой психологии?
12. Раскройте ваше понимание групповой, общественной, массовой психики.
13. Каковы истоки групповой, общественной психики?
14. Раскройте основные подходы к классификации социально-психологических феноменов.
15. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной деятельности современного специалиста.
ГЛАВА 2. ПСИХИКА И МОЗГ
Материальной основой психического выступает головной мозг. Поэтому большое значение в познании специалистом психики человека и ее отдельных феноменов имеют знания им физиологии человека, головного мозга, высшей нервной деятельности (ВИД).
Большой вклад в разработку материалистического понимания психики внесли русские ученые-физиологи И. М. Сеченов, И. П .Павлов, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин и др. Значительно расширили представления о материальных основах психической деятельности человека современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга.
Для понимания психики человека, ее материальных основ важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии ВНД, физиологии головного мозга, нервной системы человека. К их числу в первую очередь относятся следующие.
Функционально нервная система человека выполняет две ос- • новные задачи. С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека, а с другой — взаимодействие организма как целостной системы со средой. И. П. Павлов отмечал, что «деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и с другой — на связь организма с окружающей средой, на уравновешивание системы организма с внешними условиями» (Павлов И. П. Поли. собр. соч. — М.; Л., 1951. — Т. 3. — Кн. 2. — С. 106).
Нервная система человека имеет определенное строение (рис. 1):
а) первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного от-
ростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), вьющихся у тела клетки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иногда достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Простейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток.
Места контактов нервных клеток называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток передает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отросток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: проведения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двигательный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон локальной сети»).
Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом;
б) по расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Центральная нервная система состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.
Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего, среднего и заднего мозга (рис. 2). Основная функция головного мозга — управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам.
В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5—12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными движениями. В продолговатом мозге находится четвертый желудочек головного мозга.