Особенности концептуала

v Речевой аппарат поддерживает реальность, «проговаривая» различные элементы опыта и помещая их в определенные места в реальном мире, – приблизительно так можно выразить функцию социализации и идентификации в общем замысле программы «Дебаты».

v Идея открытого общества, понимае­мого как общество, основанное на равенстве прав и ответственности его членов перед законом.

v Современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъ­ектов, то есть их значимость, право на существование в поликультурном пространстве, неконфликтное приня­тие разнообразия.

v Существование различных мировоз­зренческих позиций без жестко заданных норм поведения и восприятия;

v Идея ценности личности и созда­ние среды, адекватной ее разви­тию.

Особенности содержания

Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собст­венно игра «Дебаты» и применение ее на уроках и во внеурочной деятельности детей.

Игра «Классические дебаты К. Поппера».

Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса).

При подборе темы необходимо учи­тывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

– провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

– быть сбалансированной и давать одинаковые возмож­ности командам в представлении качественных аргу­ментов;

– иметь четкую формулировку;

– стимулировать исследовательскую работу;

– иметь положительную формулировку для утвержда­ющей стороны.

Работа с информацией по теме:

– активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

– поиск информации с использованием различных ис­точников;

– систематизация полученного материала;

– составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопро­сов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и на­выков:

– формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

– построение стратегии отрицающей стороны;

– умение правильно формулировать вопросы;

– овладение знаниями риторики и логики и примене­ние их на практике;

– овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную ко­манду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет дока­зывать непосредственно этот тезис, а вторая – антитезис: «Государство не дол­жно заботиться о своих бедных».

В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей коман­ды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяю­щую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, которую нельзя нарушать. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры стро­го регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжи­тельностью выступлений следит таймкипер.

Эти ограничения отражены в регламенте игры.

Таблица 6. Регламент игры

Спикер Время выступления Комментарий
У1 6 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)
О3 к У1 3 мин Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)
O1 6 мин Речь первого спикера отрицающей команды (О1)
У3 к О1 3 мин Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)
У2 5 мин Речь второго спикера утверждающей команды (У2)
O1 к У2 3 мин Первый спикер отрицающей команды задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)
О2 5 мин Речь второго спикера отрицающей команды (О2)
У1 к О2 3 мин Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)
У3 5 мин Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)
О3 5 мин Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью.

Обязанности спикеров

Первый спикер утверждающей команды (У1):

• представляет утверждающую команду;

• представляет тему, обосновывает ее актуальность;

• дает определение понятиям, входящим в тему;

• представляет точку зрения утверждающей команды;

• обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

• представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

• переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).

Первый спикер отрицающей команды (O1):

• представляет отрицающую команду;

• отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), фор­мулирует тезис отрицания;

• принимает определения, представленные утверждающей стороной;

• представляет позицию отрицающей стороны;

• принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие ас­пекты;

• представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргу­менты отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

• опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спи­кером утверждающей команды (У1);

• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).

Второй спикер утверждающей команды (У2):

• восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

• приводит новые доказательства;

• повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

• подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утвер­ждающий кейс;

• опровергает отрицающий кейс;

• новые аргументы не приводятся;

• заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера отрицающей команды (О1).

Второй спикер отрицающей команды (О2):

• восстанавливает отрицающую позицию;

• подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

• продолжает опровергать утверждающую позицию;

• приводит новые доказательства;

• не приводит новых аргументов;

• заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера утверждающей ко­манды (У1).

Третий спикер утверждающей команды (У3):

• еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

• следует структуре утверждающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером утверждающей ко­манды (У1) и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

• выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

• сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающи­ми аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

• не приводит новых аргументов;

• завершает линию утверждения;

• задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).

Третий спикер отрицающей команды (О3):

• еще раз акцентирует узловые моменты;

• следует структуре отрицающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером отрицающей ко­манды (О1) и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

• выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

• сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

• завершает линию отрицания;

• не приводит новых аргументов;

• задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).

На учебных занятиях членами команды являются ученики класса. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся либо члены команд назнача­ются учителем.

Общую схему игры можно представить следующим образом (рис. 34).

Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru Утверждающая команда речи     1 спикер 2 спикер 3 спикер
Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru Особенности концептуала - student2.ru вопросы          
Отрицающая команда речи     1 спикер 2 спикер 3 спикер

Рис. 34. Общая схема игры «Классические дебаты».

Порядок выступлений:

У1, О3 к У1, О1, У3 к О1, У2, О1 к У2, О2, У1 к О2, У3, О3.

Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раун­ду (не более, чем 8 мин. каждой команде за всю игру). Время для подготовки (таймаут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрестные во­просы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель - при­низить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую так­тику проведения «круглого стола».

Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), корректные и некорректные, провокационные или улавливающие, контроли­рующие, активизирующие внимание, активизирующие память, развивающие мышление.

Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложными являются восполняющие (открытые) вопросы. Обычно исполь­зуется форма простого вопроса (такого, который не может быть расчленен, не включает в себя другие вопросы), а не сложного вопроса (такого, который мож­но разбить на несколько простых вопросов). Нельзя задавать вопросы, направ­ленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.

В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме и которая ис­пользуется для обоснования своей позиции.

Наши рекомендации