Формы и методы реализации программных задач

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Уроки по социально-бытовой ориентировке организуются в специальном кабинете. В этом кабинете необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.) Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразный таблички типа «Магазин», «Почта» и т.п. Работа с этими пособиями дает детям более конкретные и относительно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому.

На уроках социально-бытовой ориентировки используются тетради или альбомы, куда воспитанники записывают адрес, номера телефонов экстренного вызова, некоторые сведения о стоимости продуктов питания и т.д. Кроме этого, здесь же могут быть наклеены картинки или открытки с изображениями различных видов транспорта, знаки дорожного движения, фотографии людей различных профессий и т.д.

Программа по данному предмету построена таким образом, что многие ее разделы («Правила уличного движения», «Транспорт», «Торговля» и т.д.) воспитанники изучают на протяжении нескольких лет. Это дает учителю возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой — постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.

Уроки социально-бытовой ориентировки проводятся в виде сюжетно-ролевых игр, где ученикам сообщаются сведения, связанные с темой урока, показывается, как нужно поступать в том или ином случае. В ходе игр воспитанники с помощью учителя воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения (например, проводится игра «Поездка в автобусе», «В магазине» и т.п.).

Независимо от года обучения участие учителя, в качестве одного из действующих лиц, в новой игре обязательно.

В игре учитель поочередно выступает во всех основных ролях (например, продавца, кассира, покупателя в игре «Магазин»). Делать это необходимо, так как воспитанникам нужно показать все игровые возможности каждой роли (какие игровые действия должен выполнить играющий, в какие отношения вступать с другими участниками игры и т.п.).

По мере того, как ученики овладевают новой игрой, степень непосредственного участия в ней педагога постепенно уменьшается. Но это отнюдь не означает, что освоенная воспитанниками игра не нуждается в руководстве и дальнейшем развитии. Необходимо менять атрибуты игры (игрушки, предметы-заменители или реальные предметы).

Чтобы игры носили творческий характер, детьми необходимо руководить на всех стадиях обучения Степень руководства, разумеется, меняется в зависимости от возраста воспитанников (в младших классах - совместные с детьми действия, в старших классах — в форме советов, предложений, помощи в развитии замысла игры и т.д.).

Проведение сюжетно-ролевых игр обычно соответствует определенным программным темам. Однако в отдельных случаях возможна замена темы и связанной с ней игровой деятельности. Например, не следует проводить игру «Посещение почты», если воспитанники никогда не были в настоящем почтовом отделении. Сюжетно-ролевые игры во всех случаях должны отражать личный опыт детей, определяться конкретными окружающими условиями.

Во время сюжетно-ролевых игр нужно следить за тем, чтобы воспитанники правильно передавали последовательность изображаемых событий. В дальнейшем при проведении экскурсии следует обратить внимание воспитанников, в какой последовательности выполняются те или иные действия в окружающей жизни.

В процессе организации игр учитель должен следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникающие между ними конфликты (из-за игрушек, роли и т.п.), чтобы формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу, а также другие необходимые в этой связи личностные качества.

Экскурсия

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Например, при знакомстве с работой магазинов они должны не только уметь ориентироваться в торговом зале, знать назначение различных отделов, но и уметь оплатить покупку, попросить необходимое у продавца, завернуть и положить покупку в сумку и т.п.

Воспитанники лучше усваивают материал экскурсии, если некоторые сведения по изучаемой теме им были сообщены предварительно. Например, перед проведением экскурсии к строительной площадке (тема «Профессии людей») рекомендуется познакомить учащихся с машинами, механизмами и орудиями труда, применяющимися на данном производстве, с помощью различных средств наглядности: фотографий, картин, диафильмов и т. д. Во время экскурсии воспитанники должны изучить вопросы, на которые им предстоит ответить после нее.

Учебная экскурсии планируются учителем заранее на всю четверть. Более подробно учитель отражает проведение экскурсии в поурочных планах.

В процессе экскурсии следует как можно полнее использовать такую характерную для учащихся черту, как способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. И только в результате неоднократных упражнений у детей формируются необходимые умения и навыки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

Наши рекомендации