Воспитние и школа на Средневековом Востоке
Лекция по истории педагогики
Развитие педогагической мысли в общирном регионе ( Иране, часть Мредней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), заваеванном в 7-8 вв. арабами,отмечено печатью ислама. Духовной тценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования.
Ислам вырос на базе взаимосвязанных культур сиеран Арабского халифата, Византии, Индии, Китая. Исламский мир воспринял и освоил античную философию, в частности идеии Платона и Арестотеля, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека.
Эволюция культуры, образования педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов.
в раннюю эпоху (7-100 проблемы воспитания в исламском мире специально не рассматривались. 1-ые трактаты по воспитанию появился в 11 в. ( Авиценна, Абу Хамид аль Газали и др.)
время своеобразного восточного реннессанса наступило в 9-12 вв. Вырос пристиж знаний. Арабо-мусульманские ученные глубоко изучили философско-педагогическое наследие Античности. Выдвигались идеи гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека. учитывали социальные и биологические детерминанты воспитания,особое значениен придавалось общественной сущности человека. Главная цель воспитания - в обретении высших духовных и нравственных качеств.
Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разроботке проблемы гармоничного развития личности. Сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованых негодяев, так и благочестивых невежд.
Отрываемый список ученных - энциклопедистов Исламского мира основатель арабской философии Абу Юсуф Яукуб ибн кинди (801-873). Предложил концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считал науку выше религии, полагал, что в процессе воспитания надо формировать не мусульманские фантазии. а высокий интеллект.
Арабский мир высоко чтил ученного и философа Абдунасыра Мухамеда Аль-Фараби (870-950). " Второй учитель " своего времени ( после Аристотеля). все ученые Востока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. ( Ин в табл. с. 32).
Названный " владыкой наук " , современник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн сина (авицена в лат. транскрипции) (980-1037) много лет посвятил преподовательской денятельности. среди множества его работ выделяется " Книга исцеления ", в которую вошли и трактаты " Книга о душе " , " Книга знаний ", " Книга указаний и наставлений ", имеющие прямое отношение к педагогической истории.
Ибн Сина мечтал о всеобещающем воспитании и развимтии, и прежде всего средствами музыки, поэзии, философии. В совмесной учебе должен присутствовать дух соперничества. Общее развитие должно предшествовать проф. обучению.
Другие ученные, мыслители: Аль Газали ( 1056-1111), Ибн рушд ( Аверроэс)(1126-1198) из Андалузии иранский философ Нисирэддин Туси (1202-1273) и мн. другие внесли вклад в развитие педагогической теории.
Языком обучения в Исламском был арабский язык. Арабская писменность создана в 7 в. на основе арамейского письма. Овладенние арабским писменностью было обязательным для образованогог человека и учителя.
По исламской традиции, обучение начиналось в семье. Важной вехой такого обучения являлась церемония бисмаллах. По достяжению возраста 4 г. , 4 мес., 4 дня ребенок д.б.произнести молитвенное " бисмаллах " и несколько стихов из Корона.
Ответственность за поступки детей прежде всего на преподователя. " Начало воспитания моих детей твое собственное воспитание " , - писал 1 из родителей , обращаясь к учителю.
Взаимосвязь обучепния и воспитания : знание без воспитанности, что огонь без дров, воспитанность без знания - как дух без тела. Поощирение и наказание ( не наказ. 10 лет, не поручается наказание старш. ученику).
Образование делилось на 2 уровня. В городах и хрупных селениях - частные религиозные школы начало обучения ( китаб) . Плата невысокая, учились 6 дней ( кроме пятницы). Чтение Корана, письмо,счет; дети ремеслиников, торговцев, состоятельных хрестиян. Феодальной верхушка нанимала дом учителей.Изучали еще араб. граматика, литература, история, этикет,физич. и воинские унд-я (плавание, стрельба из лука, верховая езда и пр.)
2-ой ( высший ) уровень оброзования учащихся получали с помощью платных учителей или специальных учебных заведениях. Как правило, в мечетях . Программа д.б. содействоватьформированию благородного мусульманиан. 2 цикла предметов: Традиционные (религиозные дисциплины: толкование Корана, мусульманское право, багословие; арабская филология и риторика);рациональные(умопостигаемые): каллиграфия, логика, математика, астрономия, этика ,медецина и др. естественные науки( по филос. концепции Арестотеля).
Образование высшего уровня м.б. получить в просветительских кружках - фикх и калам - при мечетях, и домах мудролсти, 1-ые появились в Багдаде при Халоифе Мамуне (786-833). В них собирались, дисскутировали крупные ученные, здесь были хранилища рукописей. Главные методы обучения - чтение и комментирование разнообразной литературы. Комментировал учитель, иногда это были развернутые лекции. ст-ты вели конспеткты. Сш-ты пнуч. уч. степень - ияз. Многие имели свидетельство о такой степени от нескольких прен-лей.
Большие изменения в деле высшего образования произошли в 11-12 вв., когда появились новые учебные заведения - медресе. 1- ая подобная школа созданна в 1055 г. в Багдаде. Медресе расширилось по всему Исламскому миру. Самой знаменитой была медресе Незамейм в Багдаде ( основана в 1067 г. политич. деят.Аль Мусиком).
Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Ст-ты обеспечивалисьжильем, продовольствием, необходимым денежным пособием.Получали жалование и премии.
Медресе существовали средства богажных дарителей). Порой их и финансировали власти.
В 1-ых изучали грамматику, право,философию. Получали и религиозное образование и светское. Постепенно программа расширялась: изучали труды древнегреческих, арабских, индийских авторов.
Медрессе, научные кружки. дома мудрости преподовались в своеобр. унив-ты с библиотеками, лекциоными залами.
В Османской Империи, в состав которой в нач. 16 в. вышел Вл. Восток, в столичных медресе готовили к административной карьере в провинциях выпускники могли стать в лучшем случаии мелким ченовниками.
Кризис империи в 17 в. отразился и на школьном образовании и воспитании. Обучение перерождалось в механическую зубрежку. В школе воцарилась палочная дисциплина.
Крупным культурным центром Исламского мира была мусульманская Испания..Просвящение в мусульм. Исп. достигла наивысшего расцвета в 9-11 вв. По всей стране открывались школы и библиоетеки. Ученики получали одежду и еду. В 1-ой Кордове - около 80 уч. заведений, несколько твысших, в неторые женщины посещали занятия изящной словестности.
Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали пр-му по всем отрослям занятия: богословиюб праву, математики. астрономии, истории, географии, грамматики и риторики, медецины, философии. В этих учебных заведениях царили веротерпимость.
Идеи и практика воспитания и образования. Исл. мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы и нередко служили эталоном для Запада. Через арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху Средневековья.
Проявивщегося на Востоке школыушедшего типа стали прообразами средств Европы. в арабских высших школах обучались европейцы, ставшие потом учеными, политическими и религиозными деятелями . В мусульманской Испании, н-р, получил образование будущий папа Сильвестер II . Когда в 11 в. в Болонье и Париже появились центры просвящения из которых затем выросли унив-жы, европейцы стали отправляться в Сев. Африку,арабскую Испанию, чтобы познать мудрость Востока.