Тема 5: Принципы и правила обучения
Задание 1. На основе изучения различных концепций в определении принципов обучения, выделите традиционные принципы обучения. Составьте правила к каждому из принципов процесса обучения, которые должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя.
Принципы обучения | Правила обучения |
Задание 2. На основе приведенных фрагментов урока, определите реализуемые принципы и правила процесса обучения. Задание выполняется по группам. После обсуждения один студент представляет итог анализа, который могут оценить все студенты учебной группы.
Урок 1.
На уроке литературы изучается тема «Русские народные сказки».
- Ребята! Кто из вас любит сказки? – начинает урок учительница.
В классе оживленно.
- Очень хорошо! Оказывается, все любят. А кто назовет свои любимые сказки?
Учащиеся перечисляют сказки А.С.Пушкина, русские народные сказки о животных, волшебные сказки.
- А теперь задание посложнее. Я буду показывать картины, а вы попробуйте узнать, к какой сказке относится картина.
Дети рассматривают репродукции картин В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-Горбунек» и др. Пересказывание сказок вызывает большой интерес детей к уроку. Учительница обращает внимание на отдельные фразы из сказок; «Утро вечера мудренее», «Храброму смерть не страшна», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Битый небитого везет» и др. Школьники определяют, что это пословицы и поговорки.
- Кто создал все эти произведения? Почему они создавались? Как они дошли до нас? – спрашивает учитель.
На вопросы следуют правильные ответы.
В конце урока учительница обобщает высказывания детей, подводит их к понятию об устном народном творчестве.
Урок 2.
К уроку биологии приготовлены живые и гербарные экземпляры мха, кусков торфа, таблица развития «кукушкина льна», таблица низших споровых растений, банка с водой, весы, гири, лист бумаги, лупы и др.
Учащиеся рассказывают о размножении и развитии «кукушкина льна», выясняют различия между низшими и высшими споровыми растениями, определяют значение «кукушкина льна».
Учительница пишет на доске новую тему «Торфяной мох и образование торфа». Ассистенты раздают куски торфа и лупы. Учащиеся сравнивают сфагнум, что мох впитал воды в 23 раза больше, чем весил сам.
- Что же происходит в солнечные дни со сфагнумом в природных условиях? – спрашивает учительница.
- Он будет испарять воду, отвечает ученица.
- Что произойдет с водоемом, где растет сфагнум?
- Водоем будет постепенно высыхать, а сфагнум – отмирать и падать на дно.
- Верно, говорит учительница. – Сейчас мы просмотри кинофильм об образовании торфа, после чего вы ответите на следующие вопросы: Как быстро происходит превращение озер в болота? Какие растения принимают участие в образовании торфа? Какой торф считается молоды, какой – старым? Как происходит добыча торфа в нашей стране?
- Думайте об этом во время просмотра фильма, - предупреждает учительница, прикрепляя лист с вопросами к доске.
Демонстрируется фильм, после чего ученики отвечают на поставленные вопросы.
Отвечая на вопросы, как добывался торф до 1917 года и как добывается теперь, ученица говорит: «Раньше торф добывали вручную, это очень тяжелая работа: человеку приходилось стоять в воде. Теперь добыча торфа механизирована. Людям стало несравненно легче работать.
После этого дается задание на дом.
Урок 3.
Идет урок литературы по теме «Образ народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Во вступительном слове учитель напоминает учащимся содержание предыдущих уроков, на которых изучались образы романа. В рассказ преподавателя включаются элементы беседы. Школьники говорят о сложной психологической ломке в сознании крестьян в период коллективизации, о внутренних противоречиях, присущих, например, Кондратию Майданникову, о народе как силе, творящей историю. Рассматривая затем художественные средства, использованные Шолоховым при создании коллективного портрета народа, ученики приходят к выводу, что массовые сцены и многоголосый диалог занимают в романе большое место и дают писателю возможность показать образ народа в развитии. В движении от собственнической психологии.
Начинается самостоятельная работа над текстом. Школьники, уже знакомые с романом в целом, получают задания: сопоставить сцены и диалоги. Урок заканчивается беседой, в процессе которой учитель проверяет как ученики усвоили новый материал. Беседа также дает педагогу возможность углубить понятия, расширить знания учащихся. Она заканчивается обобщающим ответом одного из учеников.
Литература
- Александров Г.Н. О закономерностях процесса обучения. «Советская педагогика. – 1986. - №3. – С. 61-66.
- Куписивеч Ч. Основы общей дидактики. / Пер. с польского.- М.: Высш шк., 1986. – 386 с.
- Сквирский В.Я. О классификации закономерностей обучения // Вестник высшей школы, 1975, - № 12. – с. 22-26.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
Тема 6.Документы, регламентирующие содержание образования.
Задание 1. На основе анализа педагогической литературы выделите основные характеристики(виды, структурные компоненты, требования) документов, регламентирующих содержание образования. Данные занесите в таблицу:
Документ | Основные характеристики |
Государственный образовательный стандарт. | |
Базисный учебный план. | |
Учебный план. | |
Учебная программа. | |
Учебники. | |
Учебные пособия. |
Литература.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: педагогическое общество России, 2003. – 638 с.
- Педагогика: учеб./ Л.П.Крившенко; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 436 с.
- Подласый И.П. Педагогики: Учебник для студентов педагогических учебных заведений – М.: Просвещение: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 1999. – 160с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2001, - 544 с.