В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и после букварный
Последовательность работы:
- сначала заучивание наизусть,
- списывание того, что выучено,
- а затем чтение того, что написали.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, как печатной, так и письменной, упражняются в письме отдельных элементов письменных букв как строчных, так и прописных. Обучению письму предшествует так называемое рисование форм, которое призвано провести ученика тем путем, который проделало человечество от устной формы речи к письменности. Ребенок заново открывает для себя форму буквы, которая рождается из образа: «Д» - дома, «В» - волны или ветра, раскачивающего ветки и т.д. Таким образом, переживается связь между звуком и формой буквы, как печатной, так и письменной одновременно. В рисовании форм элементов письменных букв и их соединений учащиеся первого класса тренируют мелкую моторику, подготавливают руку к непрерывному письму, к которому будут плавно переходить в конце первого, а также во втором классе.
Подобное обучение чтению и письму обеспечивает речевое развитие детей и хороший уровень сознательности чтения, выразительности речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, находить место определенного звука в слове, определять ударный и безударный звук, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и целыми словами чтения предложений и небольших знакомых текстов.
Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов. Правильно списывать восковыми мелками буквы и слова с печатного текста, написанного на доске учителем, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять цветом (синий – для обозначения твердых согласных, зеленый – мягких согласных, красный – для гласных) отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом: отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, собственных переживаниях и т.п.
На уроках обучения чтению и письму учитель стремится разнообразить виды деятельности. С учетом психофизиологических особенностей первоклассников использует игровую деятельность, занимательный материал. Включает в урок игры, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т.п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает дифференцированный подход в проведении занятий по чтению и письму.
Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать сначала блоковый, а затем пальчиковый восковой мелок и толстый восковой карандаш при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: срисовывание с доски форм, узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, элементами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами печатного и рукописного шрифта. Подготовка к связному и ритмичному написанию букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукового анализа печатными буквами. Списывание слов и предложений с образцов. Проверка написанного при помощи сличения с текстом–образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения). Выработка умения писать большую букву в именах людей и в кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу). Знакомство с правилами гигиены письма.