Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет педагогики

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение.

Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.
Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия и термины, например «школа», что означает досуг, «гимназия» - общественная школа физического развития и др.
В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением».

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как:

· Джон Локк (1632-1704) в Англии;

· Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции;

· Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии;

· Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др.

Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике:

· широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века «Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения;

· в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;

· большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике;

· значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля и др.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существуют три концепции:

1. Представители первойиз них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой под­ход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоре­тическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленны­ми самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).

2. Представители второйконцепции отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредо­ванном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспи­тания.

3. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики состав­ляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в про­цессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специ­альных социальных институтах (семье, образовательных и культур­но-воспитательных учреждениях).

Педагогикав этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства раз­вития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педа­гогическая деятельность) и различных видов деятельности учащих­ся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Наши рекомендации