Формирование правильного звукопроизношения

Развитие слухового внимания

Тема. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Цель. Учить детей выполнять различные действия согласно звучанию тамбурина.

Предшествующая работа. На музыкальных занятиях внимание детей привлекали к характеру звучания музыкальных произведений.

Подготовительная работа (здесь и далее имеется в виду работа, которую проводят непосредственно к занятию). Воспитатель подбирает 2 картинки. На одной изображена прогулка детей при ярком солнце. На другой — идет дождь и дети бегут под навес.

Игра «Солнце или дождик?»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином (бубном), вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.

Развитие речевого дыхания

Тема. Развитие ротового выдоха.

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»

Краткое описание

Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.

Методические указания. Дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно за 3—4 раза.

Развитие силы голоса

Тема. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Цель. Учить детей говорить громко.

Предшествующая работа. Проводились игры и занятия на вызывание звукоподражаний, на развитие речевого дыхания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает игрушки: мишку, зайку, лису.

Игра «Идите с нами играть»

Краткое описание

Дети сидят полукругом. Воспитатель на расстоянии 2—3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так; «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Развитие слухового внимания

Тема. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

Цель. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Предшествующая работа. Воспитание слухового внимания в игре «Солнце или дождик».

Подготовительная работа. Воспитатель подготавливает озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Игра «Угадай, кто кричит»

Краткое описание

Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5—6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.

Формирование правильного звукопроизношения

Тема. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию.

Предшествующая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика, а также игры на развитие слухового внимания.

Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки «Поспешили — насмешили».

«Поспешили — насмешили»

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го — горошку бы поесть!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му — мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Медведь сказать хотел вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Рассказывание сказки следует сопровождать показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

Развитие речевого дыхания

Тема. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п на одном выдохе (п-п-п).

Предшествующая работа. Проводилась работа по развитию длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Воспитатель готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Игра «Пускание корабликов»

Краткое описание

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — дует ребенок. (При повторении игры нужно, чтобы дети пригоняли кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы произносили звук п на одном выдохе 2—3 раза и не надували при этом щеки.

Наши рекомендации