Описание шкал опросника АСВ1
Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики
типов негармоничного воспитания.
Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при
воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция)
и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку
крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их
жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке
настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).
Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток
оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не
до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени,
когда случается что-то серьезное.
Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-)
Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение
потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах
развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и
внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня
протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка,
а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание»
является примером высокого уровня протекции (поскольку родитель много занимается
воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.
В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.
Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда
родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых
потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них
закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы,
являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность,
желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет
без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании
родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные
потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет
воспитательных действий.
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания
характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей
ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в
эмоциональном контакте, общении с родителем.
Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т-и З+, З-)
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они
выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он
выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам
семьи.
Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен
делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций
1 Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. – С. 6– 19
со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому
высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-;3+,
3-; С+, С-.
Требования-обязанности – это перечень повседневных обязанностей ребенка по
отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.
Чрезмерность требований-обязанностей(шкала Т+). Именно это качество лежит в
основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность».
Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его
возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но,
напротив, представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае
ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность
воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка
к какому-либо делу по дому.
Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют
прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ
поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность
требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в
основе типа негармонического воспитания – «доминирующая гиперпротекция». В этой
ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований,
ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков
такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у менее стеничных
предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической)
акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми
проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком
преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное
нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований-запретовк ребенку (шкала 3-). В этом случае
ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или
подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг
своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о
курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед
родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в
его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертим-ного типа личности у
подростка и особенно неустойчивого типа.
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С)
Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для
родителей характерны приверженность к применению строгих наказании, чрезмерное
реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания
родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной
строгости.
Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо
вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения,
сомневаются в результативности любых наказаний.