Описание шкал опросника АСВ1

Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики

типов негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при

воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция)

и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку

крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их

жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке

настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток

оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не

до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени,

когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-)

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение

потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах

развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и

внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня

протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка,

а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание»

является примером высокого уровня протекции (поскольку родитель много занимается

воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда

родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых

потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них

закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы,

являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность,

желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет

без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании

родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные

потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет

воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания

характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей

ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в

эмоциональном контакте, общении с родителем.

Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т-и З+, З-)

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они

выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он

выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам

семьи.

Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен

делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций

1 Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. – С. 6– 19

со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому

высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-;3+,

3-; С+, С-.

Требования-обязанности – это перечень повседневных обязанностей ребенка по

отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.

Чрезмерность требований-обязанностей(шкала Т+). Именно это качество лежит в

основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность».

Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его

возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но,

напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае

ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность

воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка

к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют

прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ

поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность

требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в

основе типа негармонического воспитания – «доминирующая гиперпротекция». В этой

ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований,

ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков

такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у менее стеничных

предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической)

акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми

проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком

преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное

нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретовк ребенку (шкала 3-). В этом случае

ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или

подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг

своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о

курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед

родителями. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в

его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертим-ного типа личности у

подростка и особенно неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С)

Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для

родителей характерны приверженность к применению строгих наказании, чрезмерное

реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания

родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной

строгости.

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо

вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения,

сомневаются в результативности любых наказаний.

Наши рекомендации