Способы тактической подготовки
В совместной работе с И.И. Алихановым [1] нам удалось обобщить и систематизировать способы тактической подготовки, а также определить понятие технико-тактических средств: впервые конкретизированы задачи, средства и методика обучения способам тактической подготовки для раскрытия, выведения из равновесия, маневрирования, угрозы, сковывания, повторной атаки, вызова. Способы тактической подготовки, приведенные нами в систему, с целью изучения предложены в программе для детско-юношеских спортивных школ.
Способы тактической подготовки вплетаются в общую «ткань» схватки и изменяются в зависимости от особенностей соперника, собственных умений и навыков борца, его возможностей в данный момент схватки. Классификация этих способов зависит от идеи, которую вкладывает в свои действия атакующий (я сковываю, я отвлекаю, я угрожаю, я раскрываю и т.д.). Следует заметить, что одна и та же операция, выполненная с различной интенсивностью, связана с подготовкой различных действий. Например, слабый рывок под плечо делается с целью отвлечения, более энергичный выводит из равновесия, направленный вверх провоцирует раскрытие. Или: толчок в шею может вывести из равновесия, если выполнен энергично, но будет квалифицирован как отвлекающий, если выполнен без особого усилия. Поэтому предлагаемые 9 различных способов тактической подготовки взаимосвязаны и не применяются изолированно. В то же время их сочетание и последовательность в схватке позволяет понимать и анализировать действия борца, выделять главные задачи, определять второстепенные.
В практике борьбы зачастую прием может быть выполнен и без подготовки, в случайно возникшей подходящей динамической ситуации. Иной раз возникает обоюдоострая ситуация, и тогда успеха достигает тот, кто раньше отреагирует на нее. Такая реакция называется опережением. Очевидно также и то, что один и тот же прием может быть выполнен после различных способов тактической подготовки. Кстати, этой особенностью отличается от других приемов коронный прием. Удивительно, но коронный прием, о котором осведомлены все соперники его «владельца», из года в год остается его грозным оружием. Именно многообразие способов тактической подготовки к приему позволяет борцу в совершенстве владеть этим оружием в течение долгих лет. Такими борцами, которых называют «великими мастерами ковра», являются С. Белоглазое, А. Фадзаев, Б. Сайтиев и др., хотя стиль ведения борьбы каждого из них имеет характерные (только ему присущие) особенности в исполнении технико-тактических действий. Мастерство этих спортсменов не подлежит копированию.
С. Белоглазов строит свою схватку так, что соперник запутывается в «лабиринтах» многообразных технико-тактических действий. Перед каждой встречей с соперником он видоизменяет структуру действий. Тем самым его замысел — вить различные «кружева» — не только запутывает соперника, но и дезорганизует его активность и увеличивает напряженность схватки. В результате у соперника быстро наступает утомление, притупляется внимание, и от постоянного ожидания настоящей атаки он совершает одну ошибку за другой.
У А. Фадзаева выжидательная тактика. Его стиль борьбы запрограммирован на действия соперника на несколько ходов вперед. Умение думать, оперативно анализировать позволяет ему во время схватки разгадывать мысли соперника о возможных технико-тактических вариантах атаки.
Таким образом, каждый из этих мастеров запрограммированными подготовительными операциями легко и быстро опережает действия соперника и, проводя коронные приемы, добивается победы.
Итак, мы выяснили, что с увеличением числа способов тактической подготовки атакующего действия увеличивается способность борца с честью выходить из ситуаций, возникающих в ходе поединка. В то же время анализ программ ДЮСШ по вольной борьбе свидетельствует о том, что в них необходимо включать конкретные способы тактической подготовки к каждому действию и различные комбинации базовых действий.
Базовые приемы борьбы
Как уже говорилось (2.2.2.), прием — это результирующая часть атакующего, защитного и контратакующего действия.
Приемы имеют относительно стабильную структуру, пространственные, временные, силовые и ритмические характеристики.
По Р. Петрову [51], приемы обладают следующими свойствами: эффективностью, надежностью, вариативностью. Эффективность определяется результативностью (качеством судейских оценок, частотой побед на «туше» и др.) и частотой реальных попыток. Надежность проведения приема определяется частотой оцененных попыток и реальной возможностью выполнения контратак. Реально надежность приема зависит от преодоления сбивающих факторов (изменения технических ситуаций, физического, психического состояния борца, исходных положений, внешних условий). Вариативность приема определяется возможностью варьирования способов его выполнения. Чем больше таких вариантов, т.е. шире диапазон пространственных, временных, силовых и ритмических характеристик, тем выше вариативность приема, а следовательно, и приспособляемость к выполнению в различных условиях опоры (мягкие, жесткие маты), в схватке с различными борцами (по длине тела, мышечной силе, гибкости и характеристикам подготовленности).
Известно, что не все приемы одинаково часто используются на соревнованиях. В вольной борьбе (по данным В.Я. Шумилина и А.К. Морозова) наиболее распространенной группой приемов являются сбивания (67-70% от всех приемов, выполняемых в стойке). В сущности, до сих пор нет точных данных о числе применяемых приемов. Одной из причин этого является отсутствие критерия для разграничения приемов от их вариантов. По данным Р. Петрова [51], число приемов в греко-римской и вольной борьбе составляет в стойке (соответственно) 54 и 266, а в партере —34 и 112. Фактически спектр применения приемов на соревнованиях существенно ниже. В то же время каждый прием имеет множество модификаций, включающих базовые элементы, и многие связи с другими разделами техники и тактики борьбы. Например, только приемы с захватами ног партнера имеют, по Р. Петрову, свыше 3000 вариантов.
По такому же принципу определено число приемов в утвержденной у нас в стране классификации по спортивной борьбе. В основе ее (по А.П. Купцову [38]) лежат движения в позвоночном столбе: вперед-на-клоном; назад-прогибом; вперед-влево или вперед-вправо — скручиванием; влево или вправо с захватом ноги и руки — поворотом; влево или вправо с захватом руки и шеи — подворотом и т.д. В зависимости от направления движения были определены группы приемов, которые распределены по годам обучения. Специалистами проведены многочисленные исследования с целью определения эффективности групп приемов. Детальное изучение их позволило разработать частные методики обучения с использованием специальных средств и методов в большинстве случаев для высококвалифицированных спортсменов.
А вот мало исследованными до сих пор остаются вопросы методики обучения технике на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено в ходе анкетного опроса ведущих тренеров. В частности, не известно, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных схватках и, главное, в условиях соревнований.
Кроме того, анализ программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности сильнейших борцов, анкетного опроса ведущих тренеров страны и участников соревнований позволил обнаружить значительное расхождение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юных борцов. Результаты анализа программы начального обучения, опроса ведущих тренеров (98 чел.) и спортсменов (59 чел.), стенографирования соревновательной деятельности (300 схваток) борцов вольного стиля позволили (после статистической обработки материала) определить число приемов для групп начальной подготовки.