Шесть этапов развития ФС
1. Узнавание и различение неречевых звуков.
2. Различение звуков по высоте, тембру, силе голоса (мама и детеныши, маша и медведь).
3. Дифференциация слов.(слова-паронимы)
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация звуков (сначала гласные от согласных, затем согл. на звонкие, глухие, твердые, мягкие).
6. Звуковой анализ.
2 Положение.
Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ).
ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте. Эльконин выделил ряд интеллектуальных операций, которые формируются у ребенка последовательно и которые характеризуют уровень сформированности ФВ:
1. умение определять наличие или отсутствие звука в слове.
2. умение определять позицию (местоположение) звука в слове
3. умение определять последовательность звуков в слове и их количество
Звуковой анализ = фонематический слух (естественный, в норме к 1г.7мес.) + фонематическое восприятие (искусственный, в норме к 5 годам).
3-я задача добукварного периода - формирование операций лексико-синтаксического анализа.
Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений:
1. умение определять первое слово в предложении
Первое слово является линейной точкой отсчета в структуре всего предложения.
2. Умение определять количество слов в предложении
3. Умение определять последовательность слов в предложении
Работа по формированию операций лексико-синтаксического анализа проводится на материализованной основе. В качестве такой основы используется денотативно-предикативный план, предложенный А.К. Марковой.
В современной логопедии денотативно-предикативные планы используются в разных методиках.
- в методике коррекции нарушений письма и чтения (раиса Ивановна Лалаева, Сергей Борисович Яковлев)
- методика развития связной речи (В.К, Воробьева, В.П, Глухов)
В качестве основы обучения используются осн. модели предложений, которыми дети овладевают последовательно.
Модели предложений
1) Субъект предикат
Учитель вывешивает на доску картинку на которой изображена машина
Вопросы:
-что может происходить с машиной (едет, стоит, везет, сломалась)
Задачи:
- развитие глагольной синонимии ( собака дремлет, спит, мальчик кушает, ест)
2) Субъект-предикат-объект действия
Появляется две предметные картинки
Собака -> кость
Возникает проблемная ситуация.
- Каким словом-действием можно соединить картинки, чтобы получилось действие (собака грызет кость)
- Назовите первое слово в предложении
- Сколько всего слов в предложении?
Какое второе слово? И т.д.
С точки зрения методики вторая модель заслуживае особого внимания, т.к. все последующие модели будут строится на основе данной.
3) Субъект-предикат-объект действие
На этом этапе появляется дополнительно фишка-маркер (треугольник желтого цвета), который будет обозначать слова-признаки.
В третьей модели маркер появляется у субъекта.
Предварительно проводим работу по развитию словаря-признака.
Собака-какая она?
Столько фишек, сколько признаков назовут дети. Далее работа строится как бы в 2 этапа:
а) Составление предложений с заменой слова признака
б) Составление предложений с заменой слова признака и слова действия. Каждый ребенок меняет свой треугольник и свою стрелку.
4) Субъект-предикат-объект действие
На этом этапе фишка, обозначающая слово признак, появляется у объекта действия.
Далее составляется предложение только с заменой признака (собака грызет суповую кость)
Далее с заменой действия и признака. (Собака стащила большую кость)
Но всегда задается вопрос-какое первое слово.
5) Субъект-предикат-объект действие
На этом этапе расширяется структура предложения. В составе предложения появляются 2 слова признака.
(большая собака грызет суповую кость. Лохматая собака стащила суповую кость)
6) Субъект-предикат-объект действие
На этом этапе появляется фишка-маркер. (круг красного цвета), которая будет обохзначать предлог.
В качестве подготовительной работы можно использовать схемы предлогов, предложенные И.Н. Садовниковой (Коррекция нарушений письма у школьников)
Должны прийти к выводу, что одного слова недостаточно. «Книга лежит … столе»
Какое маленькое слово нужно добавить, чтобы получилось предложение.
7) Субъект-предикат-объект действие
На столе лежит книга
8) Субъект-предикат-объект действие
На этом этапе происходит сочетание двух маркеров в схеме предложения.(Полевые цветы стоят в вазе)
9) Субъект-предикат-объект действие
Предлог будет первым словом «В вазе стоят полевые цветы»
10) Субъект-предикат-объект действие
Расширение структуры предложения за счет сочетаний различных маркеров у одного из слов «Полевые цветы стоят в хрустальной вазе»
На развитие речи один урок – одна модель.
4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков.
Последовательность работы:
1) Знакомство с направлениями штриховки (вертикально, горизонтально, наискось)
2) Знакомство с видами штриховки:
- сполошная/плотная
- параллельные частые
- параллельные редкие
- прерывистая (пунктирная)
Карандаши должны быть острозаточенные. При штриховании трафаретов первый слой штриховки даётся по внешней левой стороне, второй слой – слева направо, потом- сверху вниз.
- знакомство с трафаретами и шаблонами.
Важно детям дать представление о том, что трафарет – это внутренний контур предмета. Шаблон- внешний контур.
Удобнее держать шаблон (первый шаблон равен площади ладони)
После переходим к трафарету (тоже примерно равен площади ладони)
Постепенно переходим к тому, что объёмы сжимаются.
5-я задача добукварного периода –Формирование оптико-пространственных представлений.
Систем работы по формированию оптико-пространсвенных представлений представлена в работе Ф.И. Лалаевой «Нарушения чтения у младших школьников.
Последовательность работы:
1. Уточнение понятий о латерализации – ориентировка в схеме собственного тела (право-лево)
2. Ориентировка в помещении (покажи те предметы, которые находятся от тебя справа, впереди, позади, вверху, внизу, что ближе расположено, что находиться дальше)
3. Ориентировка с поворотом на 90 и 180 градусов.
Важно ребенку показать, что не пространство меняется вокруг него, а он изменяет свое положение в пространстве.
Ориентировка в схеме тела человека сидящего напротив; ориентировка в схеме тела куклы, сидящей напротив; определение правой-левой перчатки, лежащей напротив; далее варежки; ботинки стоящие напротив; след, лежащий напротив)
4. Ориентировка на листе бумаги. На этом этапе используют чистый нелинованный лист бумаги:
- научить определять правую и левую сторону листа (положить ладошки на лист бумаги)
- научить определять верх, низ листа (положить ладошки, ближний край – нижний, дальний край – верхний)
- дать представление об углах (правый верхний, правый нижний и т.д.)
- дать понятие о центре листа, находиться путем предметно-практической деятельности – складывание бумаги.
5. Ориентировка в клетке. Клетка является уменьшенной копией листа, поэтому ориентировку на клетке проводим в той же последовательности, что и на листе. Определить право, лево, центр и т.д., заштриховать правую половинку клетки.
Затем только переходить к написанию цифр (цифра занимает правую половину клетки)
6. Ориентировка на листе в линию (используют узкую косую линовку).
На начальном этапе учим выделять в тетради рабочую строчку (красим цветным карандашом, штрихуем). Учим детей рисовать фигуры (круг, треугольник) в определенной последовательности: над рабочей строкой, на строке, под строкой.
Далее переходим к прописыванию элементов букв. Начинаем с самых простых элементов – 1)короткие наклонные линии,
2) длинные наклонные
3) написание крючков:
-короткая наклонная с закруглением внизу
- короткая наклонная с закруглением вверху
-длинная наклонная с закруглением внизу
- длинная наклонная с закруглением вверху
- сочетание линий.
4) написание овалов, полуовалов
5) написание петель.
7. Уточнение значений предлогов.Для этой работы можно использовать маркеры, предложенные И.Н.Садовниковой «Нарушение письменной речи у младших школьников и их коррекция»
Предлоги простые – у, на, над, под, из
Сложные – через, между, около.
Составные – из-за, из-под
6-я задача добукварного периода –Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.
Слуховое восприятие.
На уроке грамоты работа по развитию слухового восприятия проводится в рамках формирования операций языкового анализа и синтеза.
Первоначально учим выделять фразу из речевого потока. На этом этапе важным является постановка вопроса. Методически неверно звучат вопросы: Кто? Что? Что делает?
Методически верно вопросы должны звучать так:
-О ком (о чем) говорится в предложении?
- Что происходит с субъектом или какое действие выполняет субъект?
Ребенок должен отвечать на вопрос полным ответом (правило полного ответа – в полном ответе должно быть слов не меньше, чем в вопросе)
При формировании операций слогового анализа наиболее частотными являются следующие методические приемы:
1) распевание гласных в слове.
2) распевание слогов
3) прием дирежирования
4) отстукивание, отхлопывание ритмического рисунка слова
5) тактильный контроль (ладонь под подбородком), здесь лучше использовать слова с открытыми слогами- вата, малина.
6) для слов сложной слоговой структуры – наращивание слогов.
Прекрасный
1) е а ы -чтение гласных
2) а - выделяем корневую гласную
3) ра – кра – крас – прекрас – прекрасный - наращивание слогов
Прекрасный
1) Е а ы - выделение гласных
2) делим на слоги
3) ре ра ны - выделяем слог слияния
4) прекрасный- выделяем примыкающие звуки
5)Проводим звуко-буквенный анализ слова