Шесть этапов развития ФС

1. Узнавание и различение неречевых звуков.

2. Различение звуков по высоте, тембру, силе голоса (мама и детеныши, маша и медведь).

3. Дифференциация слов.(слова-паронимы)

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация звуков (сначала гласные от согласных, затем согл. на звонкие, глухие, твердые, мягкие).

6. Звуковой анализ.

2 Положение.

Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ).

ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте. Эльконин выделил ряд интеллектуальных операций, которые формируются у ребенка последовательно и которые характеризуют уровень сформированности ФВ:

1. умение определять наличие или отсутствие звука в слове.

2. умение определять позицию (местоположение) звука в слове

3. умение определять последовательность звуков в слове и их количество

Звуковой анализ = фонематический слух (естественный, в норме к 1г.7мес.) + фонематическое восприятие (искусственный, в норме к 5 годам).

3-я задача добукварного периода - формирование операций лексико-синтаксического анализа.

Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений:

1. умение определять первое слово в предложении

Первое слово является линейной точкой отсчета в структуре всего предложения.

2. Умение определять количество слов в предложении

3. Умение определять последовательность слов в предложении

Работа по формированию операций лексико-синтаксического анализа проводится на материализованной основе. В качестве такой основы используется денотативно-предикативный план, предложенный А.К. Марковой.

В современной логопедии денотативно-предикативные планы используются в разных методиках.

- в методике коррекции нарушений письма и чтения (раиса Ивановна Лалаева, Сергей Борисович Яковлев)

- методика развития связной речи (В.К, Воробьева, В.П, Глухов)

В качестве основы обучения используются осн. модели предложений, которыми дети овладевают последовательно.

Модели предложений

1) Субъект предикат

Учитель вывешивает на доску картинку на которой изображена машина

Вопросы:

-что может происходить с машиной (едет, стоит, везет, сломалась)

Задачи:

- развитие глагольной синонимии ( собака дремлет, спит, мальчик кушает, ест)

2) Субъект-предикат-объект действия

Появляется две предметные картинки

Собака -> кость

Возникает проблемная ситуация.

- Каким словом-действием можно соединить картинки, чтобы получилось действие (собака грызет кость)

- Назовите первое слово в предложении

- Сколько всего слов в предложении?

Какое второе слово? И т.д.

С точки зрения методики вторая модель заслуживае особого внимания, т.к. все последующие модели будут строится на основе данной.

3) Субъект-предикат-объект действие

На этом этапе появляется дополнительно фишка-маркер (треугольник желтого цвета), который будет обозначать слова-признаки.

В третьей модели маркер появляется у субъекта.

Предварительно проводим работу по развитию словаря-признака.

Собака-какая она?

Столько фишек, сколько признаков назовут дети. Далее работа строится как бы в 2 этапа:

а) Составление предложений с заменой слова признака

б) Составление предложений с заменой слова признака и слова действия. Каждый ребенок меняет свой треугольник и свою стрелку.

4) Субъект-предикат-объект действие

На этом этапе фишка, обозначающая слово признак, появляется у объекта действия.

Далее составляется предложение только с заменой признака (собака грызет суповую кость)

Далее с заменой действия и признака. (Собака стащила большую кость)

Но всегда задается вопрос-какое первое слово.

5) Субъект-предикат-объект действие

На этом этапе расширяется структура предложения. В составе предложения появляются 2 слова признака.

(большая собака грызет суповую кость. Лохматая собака стащила суповую кость)

6) Субъект-предикат-объект действие

На этом этапе появляется фишка-маркер. (круг красного цвета), которая будет обохзначать предлог.

В качестве подготовительной работы можно использовать схемы предлогов, предложенные И.Н. Садовниковой (Коррекция нарушений письма у школьников)

Должны прийти к выводу, что одного слова недостаточно. «Книга лежит … столе»

Какое маленькое слово нужно добавить, чтобы получилось предложение.

7) Субъект-предикат-объект действие

На столе лежит книга

8) Субъект-предикат-объект действие

На этом этапе происходит сочетание двух маркеров в схеме предложения.(Полевые цветы стоят в вазе)

9) Субъект-предикат-объект действие

Предлог будет первым словом «В вазе стоят полевые цветы»

10) Субъект-предикат-объект действие

Расширение структуры предложения за счет сочетаний различных маркеров у одного из слов «Полевые цветы стоят в хрустальной вазе»

На развитие речи один урок – одна модель.

4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков.

Последовательность работы:

1) Знакомство с направлениями штриховки (вертикально, горизонтально, наискось)

2) Знакомство с видами штриховки:

- сполошная/плотная

- параллельные частые

- параллельные редкие

- прерывистая (пунктирная)

Карандаши должны быть острозаточенные. При штриховании трафаретов первый слой штриховки даётся по внешней левой стороне, второй слой – слева направо, потом- сверху вниз.

- знакомство с трафаретами и шаблонами.

Важно детям дать представление о том, что трафарет – это внутренний контур предмета. Шаблон- внешний контур.

Удобнее держать шаблон (первый шаблон равен площади ладони)

После переходим к трафарету (тоже примерно равен площади ладони)

Постепенно переходим к тому, что объёмы сжимаются.

5-я задача добукварного периода –Формирование оптико-пространственных представлений.

Систем работы по формированию оптико-пространсвенных представлений представлена в работе Ф.И. Лалаевой «Нарушения чтения у младших школьников.

Последовательность работы:

1. Уточнение понятий о латерализации – ориентировка в схеме собственного тела (право-лево)

2. Ориентировка в помещении (покажи те предметы, которые находятся от тебя справа, впереди, позади, вверху, внизу, что ближе расположено, что находиться дальше)

3. Ориентировка с поворотом на 90 и 180 градусов.

Важно ребенку показать, что не пространство меняется вокруг него, а он изменяет свое положение в пространстве.

Ориентировка в схеме тела человека сидящего напротив; ориентировка в схеме тела куклы, сидящей напротив; определение правой-левой перчатки, лежащей напротив; далее варежки; ботинки стоящие напротив; след, лежащий напротив)

4. Ориентировка на листе бумаги. На этом этапе используют чистый нелинованный лист бумаги:

- научить определять правую и левую сторону листа (положить ладошки на лист бумаги)

- научить определять верх, низ листа (положить ладошки, ближний край – нижний, дальний край – верхний)

- дать представление об углах (правый верхний, правый нижний и т.д.)

- дать понятие о центре листа, находиться путем предметно-практической деятельности – складывание бумаги.

5. Ориентировка в клетке. Клетка является уменьшенной копией листа, поэтому ориентировку на клетке проводим в той же последовательности, что и на листе. Определить право, лево, центр и т.д., заштриховать правую половинку клетки.

Затем только переходить к написанию цифр (цифра занимает правую половину клетки)

6. Ориентировка на листе в линию (используют узкую косую линовку).

На начальном этапе учим выделять в тетради рабочую строчку (красим цветным карандашом, штрихуем). Учим детей рисовать фигуры (круг, треугольник) в определенной последовательности: над рабочей строкой, на строке, под строкой.

Далее переходим к прописыванию элементов букв. Начинаем с самых простых элементов – 1)короткие наклонные линии,

2) длинные наклонные

3) написание крючков:

-короткая наклонная с закруглением внизу

- короткая наклонная с закруглением вверху

-длинная наклонная с закруглением внизу

- длинная наклонная с закруглением вверху

- сочетание линий.

4) написание овалов, полуовалов

5) написание петель.

7. Уточнение значений предлогов.Для этой работы можно использовать маркеры, предложенные И.Н.Садовниковой «Нарушение письменной речи у младших школьников и их коррекция»

Предлоги простые – у, на, над, под, из

Сложные – через, между, около.

Составные – из-за, из-под

6-я задача добукварного периода –Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.

Слуховое восприятие.

На уроке грамоты работа по развитию слухового восприятия проводится в рамках формирования операций языкового анализа и синтеза.

Первоначально учим выделять фразу из речевого потока. На этом этапе важным является постановка вопроса. Методически неверно звучат вопросы: Кто? Что? Что делает?

Методически верно вопросы должны звучать так:

-О ком (о чем) говорится в предложении?

- Что происходит с субъектом или какое действие выполняет субъект?

Ребенок должен отвечать на вопрос полным ответом (правило полного ответа – в полном ответе должно быть слов не меньше, чем в вопросе)

При формировании операций слогового анализа наиболее частотными являются следующие методические приемы:

1) распевание гласных в слове.

2) распевание слогов

3) прием дирежирования

4) отстукивание, отхлопывание ритмического рисунка слова

5) тактильный контроль (ладонь под подбородком), здесь лучше использовать слова с открытыми слогами- вата, малина.

6) для слов сложной слоговой структуры – наращивание слогов.

Прекрасный

1) е а ы -чтение гласных

2) а - выделяем корневую гласную

3) ра – кра – крас – прекрас – прекрасный - наращивание слогов

Прекрасный

1) Е а ы - выделение гласных

2) делим на слоги

3) ре ра ны - выделяем слог слияния

4) прекрасный- выделяем примыкающие звуки

5)Проводим звуко-буквенный анализ слова

Наши рекомендации