Семинар 6. Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи (Семинар-визуализация)
План
1. Дидактика как современная теория образования и обучения.
2. Характеристика основных дидактических систем (Презентации, подготовленные студентами)
3. Работа с базовыми понятиями дидактики (составление кластера).
Литература:
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособ. для вузов / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. - М. : Академия, 2008. - 288 с.
2. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др. ; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд. - М. : Академия, 2008. - 160 с.
3. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: теория и практика решения профессиональных педагогических задач. Часть 1.: учебное пособие. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева, 2011. – 160с.
4. Яркова Т.А., Палихова Н.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. института по направлениям образования (бакалавриат). – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2010. – 413 с.
Семинар 7. Цели и содержание образования (Семинар-дискуссия, защита проектов)
План
1. Характеристика цели образования. Иерархия целей.
2. Содержание образования как педагогическая проблема. Теории содержания образования.
3. Концепция фундаментального ядра содержания образования.
4. Структурные элементы содержания образования, их взаимосвязь.
5. Требования, предъявляемые к содержанию образования в современной педагогике.
6. Чем вызваны стандартизация образования и введение государственного образовательного стандарта?
7. Сравнительный анализ ФГОС и стандарта предыдущего поколения (дискуссия).
8. Охарактеризуйте основные материальные носители содержания образования (учебный план, учебная программа, учебник).
Задания:
Разработайте проект учебного плана Вашего образовательного учреждения на основе базисного учебного плана, изменив региональный и школьный компоненты. Обоснуйте необходимость введения тех или иных предметов.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.
2. Закон РФ «Об образовании» в РФ. – М.,2 012.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 2001.
4. Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. – М., 1991.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2008.
6. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения. – СПб., 2005.
7. Подласый И.П. Педагогика. – М.,2008.
8. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2002.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2007.
Семинар 8. Методы, формы и технологии обучения (Практическое занятие (деловая игра))
План
1. На примере своей специальности представить общую тему, используя разные методы, приемы, технологии обучения (по выбору группы)
1. Заполнить таблицу:
Становление и развитие форм организации обучения
Название | Время возникновения | Краткая характеристика | Основные достоинства | Недостатки |
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.
2. Закон РФ «Об образовании» в РФ. – М.,2 012.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 2001.
4. Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. – М., 1991.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2008.
6. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения. – СПб., 2005.
7. Подласый И.П. Педагогика. – М.,2008.
8. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2002.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2007.
Семинар 9. Контроль, оценка и учет в обучении (Практическое занятие)
План
1. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.
2. Стандарты измерения качества образования.
3. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.
4. Технологии оценки достижений учащихся.
Методические указания:
Обязательные домашние задания
- для всех:
1. Изучить материалы книги Чернявской А.П., Гречина Б.С. «Современные средства оценивания результатов обучения»: Учебно-методическое пособие», выписать основные понятия.
2. Сделать конспект первой главы книги «Педагогический контроль в процессе воспитания»: Методические рекомендации /Под ред. Е.Н.Степанова. – С.5 - 24
- по выбору студентов:
1. Подготовить сообщение об авторской системе оценивания (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин).
2. Рассмотреть освещение данного вопроса в разных учебниках по педагогике.
Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «Преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля».
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.
2. Закон РФ «Об образовании» в РФ. – М.,2 012.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 2001.
4. Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. – М., 1991.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2008.
6. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения. – СПб., 2005.
7. Подласый И.П. Педагогика. – М.,2008.
8. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов пед. вузов /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2002.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2007.
Семестр