Обзор воспитательных технологий
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов).
2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово).
3. Содержательная (предметная) деятельность.
4. Завершение
5. Проекция на будущее.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
– Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
– Гуманно-личностный подход к ребёнку.
– Единство обучения и воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
• превращение школы Знания в школу Воспитания;
• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
• развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
• возрождение национальных культурных традиций;
• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
• постановка трудной цели.
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
– способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
– облагораживание души и сердца ребенка;
– развитие и становление познавательных сил ребенка;
– обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
– идеал воспитания – самовоспитание.
Основные концептуальные положения:
– Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
– Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
– Ребенок – высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность.
– Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
– гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
– индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
– мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;
– резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;
– учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки – это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок-творчество, урок-игра).
Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
– идея включения детей в улучшение окружающего мира;
– идея соучастия детей в воспитательном процессе;
– коллективно-деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
– комплексный подход к воспитанию;
– личностный подход, одобрение социального роста детей;
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.
Идеи и принципы:
– в воспитании нет главного и второстепенного;
– воспитание – это прежде всего человековедение;
– эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
– принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
– культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
– приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
– развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
– коммуникативную: освоение культуры общения;
– терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
– диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
– коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
– социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.