Тема 2. Соотношение объективной и субъективной реальности: чувственные и рациональные формы освоения действительности
1.Единство и особенности чувственной и логической ступеней
познания.
2.Познавательные психические процессы как формы познания объективной субъективной реальности.
Ключевые понятия
Ощущение, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление, творческое мышление, речь.
Контрольные вопросы
· Что представляет собой объективная реальность?
· Субъективная реальность и ее отличие от объективной реальности.
· Дайте характеристику чувственной и логической ступеней познания.
· Какие познавательные психические процессы лежат в основе:
· а) чувственной ступени познания; б) логической ступени познания?
· В чем проявляется функциональная асимметрия головного мозга?
· Дайте характеристику учения о блоках мозга.
· Представьте основные характеристики познавательных процессов.
Проблемные вопросы
1. Определите, какой вид воображения проявляется в приведенном отрывке.
2. Выделите признаки, на основании которых вы это делаете.
А. Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тотчас же, точно в мальчике… закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты. И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…
Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится — ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, — обращается он к Ромашову. — Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились? Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно — с высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело — принимать приказания и исполнять их…». А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.
Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры…
( А. Куприн)
Б. Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть на ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам.
( К. Паустовский)
Тема 3. Психологическая теория деятельности
1. Понятие и строение человеческой деятельности.
2. Виды человеческой деятельности и их психологическая характеристика.
3. Познавательные процессы и деятельность
Ключевые понятия
Деятельность, активность, поведение, потребность, мотивы, цель, средства, структура и предмет человеческой деятельности.
Контрольные вопросы
· Дайте определение человеческой деятельности. Какова структура
деятельности?
· В чем отличие деятельности человека от активности человека?
· Умения, навыки и привычки как инструментальные составляющие деятельности.
· Мотивация деятельности.
· Особенности видов человеческой деятельности: общения, игры,
учения, труда.
· Познавательные процессы как внутренние моменты деятельности.
· Потребности в структуре деятельности.
· Формирование навыков и умений.
· Мотивация профессиональной деятельности специалиста.
Проблемные вопросы
1. Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность?
А.Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь.
( П. М. Якобсон)
Б.Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут озорники делаете?» Ребята бросились врассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали, но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. Другой из ребят нахмурился, сжал кулаки, подошел к взрослому выяснить обстановку, хотя ему тоже было страшно.
( К.К. Платонов)
В. Технолог 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время аварии он работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность.
( В.С. Мерлин)