Ассоциации и сравнения, как наиболее быстрый способ обучения

В психологическом словаре дается такое понятие: “Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениям, при которой восприятие или представление одного из них влечет за собой появление другого.” (75, 28).

Метод ассоциации и сравнения близок с игровым методом, по сути, даже является первой составной частью игрового метода. Искуственно смоделированная сценическая жизнь, как и поведение и внешнее выражение действующего лица хорошо укладывается в длинный ряд наиболее ярких явлений нашей жизни. Какое из явлений жизни, названных Станиславским “манками”, может послужить понятным и рождающим отклик в душе и понимание, а затем дающее и внешнее проявление для каждого конкретного участника, — это можно сказать только столкнувшись с работой на практике. “Артист должен уметь непосредственно откликаться на манки (возбудители) и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля: придумаешь увлекательный вымысел и тот час же внутри вспыхнет такое чувство... Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти.”

Это высказывание близко к описанию процесса возникновения образа выразительного средства. Дети, участники ЛТК, легко реагируют, например, на сравнения с животными. Предложение сыграть в игру “удав и кролик” вызывает вкрадчивые интонации “удава” и парализованную пластику и мимику “кролика”. Единственное обязательное условие: актер должен быть знаком как с понятиями “кролика” и “удава”, так и с формой взаимоотношений между кроликом и удавом. За словесными понятиями названия игры, задачи, должны возникать конкретные зрительные, слуховые и т.д. образы. Иначе руководителю-режиссеру прийдется искать другой образный “манок”.

Иногда для того, что бы сцена заиграла достаточно сказать всего одно слово. Особенно, в связи с богатством жизненного опыта, метод “ассоциации” легко используется во взрослых ЛТК. Такие остро эмоциональные слова, как “скользкий”, “пустота”, “мерзко”, “пресно”, “солнечно” и т.д. сразу придают выразительным средствам актера должное “звучание”, своеобразный внутренний настрой.

Методы речевого управления.

“Основной речевой функцией руководителя является сообщение, объяснение, замечания, оценка обучаемых, разъяснение собственных действий.” (74, 129). Практика показывает (по Фландерсу, 74, 129), что у руководителя на речевую деятельность в процессе обучения уходит до 2/3 общего времени.

Показ выразительного средства или его составного элемента, произведенный обучающим, не всегда оказывает желаемый эффект, особенно в сложноисполнимых, комбинированных навыках. Необходимо при этом следить, чтобы пояснения и сообщения не уменьшили увлеченность актера. Ярко поданное сообщение вызывает у участника эмоциональное желание пробы, а длительное “словоговорение” начнет работать в обратную сторону — дезорганизовать, забирать энергию у актера.

К.С.Станиславский в своих исканиях пришел “к методу действенного анализа” именно после обнаружения гармоничной и обязательной зависимости понятийного и телесного процессов в работе над ролью. Любой “манок” или увлекательная информация требуют своего, порой немедленного воплощения.

Метод наблюдения. (животные, люди, профессиональные, зерно вещи)

Упражнения на наблюдения в деятельности ЛТК, как правило, является домашним заданием. И от того насколько серьезно относятся участники к своей деятельности в ЛТК зависит — будут ли они его выполнять. В методе используются такие упражнения, как наблюдения за животными (“зерно животного”), профнаблюдение, наблюдение за характерностью человека. К упражнениям в методе наблюдения возможен дифференцированный подход, например, в один день наблюдение проходит только за птицами, в другой за детенышами животных, в третий только за походками людей, в четвертый за положением и жестикуляцией рук, в следующий за проявлениями особой “лихости” как в жизни, так и в профессии людей и т.д. Все многообразие окружающей действительности проходит по фрагментам через упражнения на наблюдения в данном методе.

Метод дает возможность не только запоминать частные проявления особенностей выразительности действительности, но и обобщать, находить типические черты современности, типов людей. Тем более, что не каждое увиденное и понятое выразительное средство будет практически реализовано тут ж, например, на следующем тренинге, но позволит полнее включаться в работе над ролями фантазии и воображению, оставшись в телесной и эмоциональной памяти облегчит и стимулирует рождение образов героев.

Показ руководителя.

Наиболее распространенный метод обучения или доведения до участника необходимой информации, использующийся во всех творческих коллективах. Метод близок по ценности для участника методу наблюдения, но искусственно выстроен руководителем. Показ, проведенный в определенных обстоятельствах, может служить как первичная визуальная информация, а может служить, как иллюстрация к ранее сказанному, т.е. к устной информации. Дети особенно часто нуждаются в показе новых выразительных средств. Разнообразие показа на тренингах учат участников обобщать жизненные наблюдения, оценивать показ с точки зрения жизненной правды, дают возможность учится на чужих ошибках. Метод “показа” имеет и прагматичную функциональную необходимость: показ придает руководителю доверие в глазах участников коллектива и значительно сокращает подготовительный период процесса овладения выразительными средствами. Очень часто, что выразительное средство никак не может быть освоено только с помощью разъяснений, постановки задач и т.д., быстро осваивается с помощью показа.

Показ должен быть точен, нагляден, и показываться в таком ракурсе, чтобы подчеркнуть технические или выразительные особенности выразительного средства. Показ может проходить с остановками, для подчеркивания особенностей выразительного средства, а так же без остановок, для уяснения всей линии исполнения (выполнения) выразительного средства.

Так же полезен контекстный показ. Это показ выразительного средства в ряду других выразительных средств, для того, чтобы участник понял смысловое положение и предназначение, а так же пластическое, интонационное и т.д. протекание в цепочке выразительных средств, т.е. связку.

Обратная связь: “принудительное” удачное выполнение — осознание требуемого (“идеала”).

Как утверждают психологи, “при осмыслении возникает естественная связь между вновь усвоенным и сложившейся системой понятий” (74).

Этот метод основан на психологическом законе обоюдной связи между понятийным и телесным в процессе исполнения (овладения) выразительным средством. Очень часто в связи с отсутствием опыта и понятийного контакта участника и руководителя, участник элементарного не понимает что от него требуется: либо во всем течении приема выразительного средства, либо в его составных частях. Так привыкший к бытовому общению, участник не может понять задание “прижать ухо к плечу” при обучении кувырку вперед. Он пытается выполнить задание, но в проделывании не достигает той главной цели, ради которой это задание дается — освободить плоскость плеча для переката. Мягкое надавливание ладонями руководителем и “принудительное” приведение головы участника к плечу приводит к пониманию участником и задачи и собственно верного характера исполнения.

Так же этот метод может быть использован при сознательном отказе выполнять задание в связи с неверием в себя, с предположением, что он будет глупо выглядеть, или по каким-то другим субъективным причинам. “Принудительное” выполнение успехом выполнения приводит участника к вере в себя, к доверию к руководителю.

Но необходимо контролировать, чтобы использование данного метода не носило характер подавления протеста участника, мести, унижения и оскорбления. Руководителю необходимо проявить способности дипломатии и такта, чтобы участник сам позволил руководителю помочь ему сделать действие за него или поставить себя в такие условия, в которых он неминуемо должен был бы выполнить требуемое движение.

Наши рекомендации