Практическое занятие № 14. К теме «Методика организации общения людей в социально-культурной сфере»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
студента отделения «__»
___________________
(заочная форма обучения)
2008 г.
Составитель: | Жирова М.В., зам. директора по НМ и ТР, зав.отделением «СКД» |
Материал в рабочей тетради даётся соответствии со структурой рабочей программы по дисциплине «Социально-культурная деятельность».
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов при выполнении практических заданий и записи ответов на вопросы семинарских занятий.
Рекомендуемая литература по каждому семинарскому занятию указана в соответствующем конспекте лекций.
Семестр | Общая оценка | Примечание |
Практическое занятие № 1. К теме «Семья как изначальный социально-культурный институт»
Задания:
1. Предложить возможные виды досуговой деятельности для одного из следующих этапов развития семьи.
· семья формируется;
· семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем;
· семья с ребенком дошкольного возраста;
· семья школьника;
· семья с ребенком старшего школьного возраста;
· семья с взрослым ребенком, входящим в мир;
· семья среднего возраста, с взрослыми детьми;
· семья «пустое гнездо».
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Подберите 5-7 источников информации (книги, брошюры, журнальные или газетные статьи) по вопросу организации семейного досуга.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Семинарское занятие № 1. К теме «Социальные общности и творческие объединения»
Вопросы:
1. Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.) и его значение в духовной жизни общества.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
2. Российские и зарубежные общественные институты, функционирующие в социально-культурной сфере.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
- Основные творческие объединения Республики Марий Эл.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
Практическое занятие № 2. К теме «Роль СМИ в решении социально-культурных проблем»
Задания: обзор и обсуждение проблемных материалов и журналов по темам:
- Социально-культурная деятельность как существенный фактор в обогащении межнациональных отношениях.
- Возрастание роли социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в обогащении духовной жизни людей.
Самостоятельная работа: обзор республиканских и районных газет по проблемам воздействия средств массовой информации на решение региональных проблем.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Семинарское занятие № 2. К теме «Клубные учреждения»
Вопросы:
- Особенности российского типа клубного общения.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
- Взаимодействие библиотеки и дома культуры (центра досуга и т.п.) в сельской местности.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
- Деятельность музеев города Йошкар-Олы и республики Марий Эл
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
- Социально-культурная деятельность современных кинотеатров.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
- Интернет-центры в системе досуговой деятельности населения.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
- Анализ планов работы Центрального парка культуры и отдыха (Москвы, Йошкар-Олы)
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Индивидуальное задание: разработать план совместной деятельности двух разнопрофильных учреждений культуры (одного мероприятия, на месяц, год – на выбор).
Практическое занятие № 3. К теме «Программа социологического исследования»
Задание:
- Разработать программу социологического исследования по проблемам социально-культурной деятельности.
- Определить выборку респондентов.
Практическое занятие № 16. К теме «Общая характеристика основных социологических методов изучения сферы досуга»
Составление анкеты (этапов эксперимента, наблюдения и т.д.).
Индивидуальное задание: проведение анкетирования (эксперимента, наблюдения, контент-анализа и т.д.).
Все материалы по социологическому исследованию сдать в отдельной папке.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Практическое занятие № 8. К теме «Технологический процесс СКД»
Задание: разработать одну из форм информационно-просветительной деятельности, художественно-публицистической деятельности.
Сдать в оформленном виде.
Семинарское занятие № 6. К теме «Методика массовых форм»
Вопросы:
- Государственные праздники.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
- Народные праздники
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Источник: _________
_________________
Практическое занятие № 9. К теме «Методика групповых форм»
Задание: разработка и проведение одной из изученных групповых форм.
Сдать в оформленном виде.
Практическое занятие № 10. К теме «Методика индивидуальных форм»
Задание: разработка плана индивидуальной формы работы с участником коллектива, объединения и т.д.
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Практическое занятие № 11. К теме «Методика организации досуга детей, подростков и юношества»
Задания:
- Разработать программу отчетного концерта одаренных детей «Таланты и поклонники»
Сдать в оформленном виде.
Практическое занятие № 12. К теме «Методика организации молодежного досуга»
Задание: предложить план мероприятия с молодежной аудиторией (сельской, городской).
Наименование _________
___________________
Форма ______________
___________________
Дата, место и время проведения _____________________________
______
Цель _______________
______
Кому адресовано _______
______
В связи с чем проводится _
______
Содержание мероприятия _
_______________________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Практическое занятие № 13. К теме «Методика организации досуга одиноких людей, людей среднего и пожилого возраста»
Задание: составить план работы клуба пожилых людей или проект программы семейного клуба.
Сдать в оформленном виде.
Практическое занятие № 14. К теме «Методика организации общения людей в социально-культурной сфере»
Дискуссия на тему «Нормы культуры общения в сфере свободного времени в XXI веке»
Примерные вопросы к итоговому государственному экзамену
1. Роль и место социально-культурной деятельности в общей системе духовной жизни общества.
2. Общая характеристика системы социально-культурной деятельности.
3. Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России.
4. Сущность и особенности современной социокультурной ситуации. Современная социокультурная ситуация в Республике Марий Эл.
5. Характеристика содержания, форм, средств и методов социально-культурной деятельности.
6. Основные направления социально-культурной деятельности.
7. Современные социокультурные технологии.
8. Актуальные проблемы современной культурной политики.
9. Региональные особенности социально-культурной деятельности.
10. Нормативно-правовое обеспечение современной социально-культурной деятельности.
11. Методическое обеспечение социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.
12. Общий обзор особых публикаций по проблемам развития социально-культурной деятельности.
13. Профессиональные требования к личности организатора социокультурного процесса. Миссия специалиста социокультурной сферы XXI века.
14. Социальная работа и социально-культурная деятельность. Основные направления социальной работы.
15. Особенности организации социально-культурной деятельности на селе.
16. Характеристика основных социальных институтов формирования личности.
17. Досуг: понятие, назначение. Критерии рационального досуга. Возрастание роли досуга в жизни современного человека.
18. Характеристика учреждений культурно-досуговой сферы. Сеть и типы. Особенности деятельности.
19. Клубные учреждения. Назначение. Специфика работы. Основные виды. Учреждения нового типа.
20. Парк культуры и отдыха как особый тип учреждений культурно-досуговой сферы. Типы, основные направления деятельности.
21. Культурно-досуговая деятельность по месту жительства: основные площади, специфика содержания и форм организации.
22. Любительские объединения и клубы по интересам.
23. Культурно-досуговая деятельность за рубежом.
24. Ресурсные базы социально-культурной деятельности.
25. Роль и значение социологических исследований в развитии социально-культурной деятельности и народного художественного творчества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей. – М., 1995. – 121 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.
3. Арнольдов А.И. Общество и культура: современный портрет. – М.: МГУКИ, 2007. – 112 с.
4. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2003. – 203 с.
5. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие – СПб., 1998.
6. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. – Ярославль, 2005. – 164 с.
7. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 1998. - 240 с.
8. Вопросы этносоциальной истории марийского народа // АЭМК. Вып.28: Сб. статей. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. – 192 с.
9. Домаренко Е.В. Возрастные (дифференцированные) социально-культурные технологии: Учебное пособие.–Орел: ОрГИИК, 2003.–132 с.
10. Дуликов З.Г. Органи