Особенности методики занятий при некоторых заболеваниях

Многие учащиеся с ослабленным здоровьем на начальных этапах занятий плохо переносят непривычные нагрузки, предпочитают малоподвижный образ жизни, с недоверием и робостью относятся к различным физическим упражнениям и имеют многочисленные жалобы. Поэтому чем сложнее заболевание, тем в большей степени важно применять на занятиях дозированные нагрузки.

С этой точки зрения наиболее удобны и благоприятны физические упражнения с циклическим характером мышечной деятельности (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах и т.п.). Особенно полезны такие циклические упражнения для учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, поскольку в процессе их выполнения происходит адекватная индивидуальным возможностям постепенная тренировка и адаптация функциональных систем к физическим нагрузкам.

Наиболее привычным и естественным для учащихся специальной медицинской группы является медленный бег или бег трусцой в темпе 120— 140 шагов в минуту (со скоростью около 2—2,5 м/с). Продолжительность бега в начале может быть 1—3 мин с постепенным увеличением до 10-15 мин ЧСС при этом не должна превышать 140—160 уд/мин и пульс должен практически восстанавливаться в течение 6-8 мин после окончания нагрузки.

Для лиц с комбинированным митральным порокомс преобладанием недостаточности, тонзилло-кардиальным синдромом и нейроциркуляторной дистонией гипертензивного типа в состоянии компенсации показания к занятиям физическим воспитанием могут быть значительно расширены за счет увеличения не только интенсивности, но и объема предлагаемой нагрузки. Если же при комбинированном митральном пороке преобладает стеноз, трудолюбия. Беспрерывно меняющиеся условия спортивной игры требуют от ее участников принятия быстрых самостоятельных решений, умения видоизменять свои движения по скорости, направлению и интенсивности в зависимости от игровой обстановки.

Отсутствие у данного контингента учащихся необходимого базового уровня двигательных умений и навыков затрудняет быстрое обучение технике и правилам игры. Поэтому на начальных этапах спортивные игры необходимо проводить по облегченным правилам. При объяснении условий предстоящей игры очень важно заинтересовать каждого учащегося в необходимости спортивной борьбы за свою команду, указать на возможность, допустимость и необходимость для организма предстоящих нагрузок (многие студенты быстро устают и отказываются от продолжения спортивной борьбы). Преподаватель должен объяснить отдельным, физически слабым ученикам, как им вести себя в игре при появлении заметного утомления.

На первых учебных занятиях с применением спортивных игр необходимо больше времени уделять технике игры, основным техническим приемам; меньшую часть времени предоставлять для игры по упрощенным правилам. По мере развития учащихся выносливости, адаптации к игровым нагрузкам время игры следует увеличивать. Необходимы оптимальные физические нагрузки выполнять при особенно тщательном врачебном контроле и внимательном самоконтроле.

Для учащихся, страдающих гипертонической болезнью,на начальных этапах занятий должны быть исключены резкие движения, упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, с глубоким наклоном головы и туловища, в висе вниз головой, подтягивание на перекладине и сгибание и разгибание рук в упоре. Упражнения на скорость, силу применяются только при выяснении ответной реакции на эти нагрузки. Наиболее благоприятны для организма при гипертонической болезни дыхательные упражнения, упражнения в произвольном расслаблении мышц, кратковременные статические напряжения малой интенсивности, упражнения на выносливость. Из беговых нагрузок наиболее предпочтительным является медленный бег (бег трусцой) до 10—15 мин. Бег трусцой и ходьба в быстром темпе должны применяться дозировано и постепенно, с учетом индивидуальных реакций на скоростные нагрузки.

При заболеваниях дыхательной системынужно особенно тщательно следить за чистотой и проветриванием зала, необходимо избегать сильного переохлаждения, на первых неделях занятий ограничивать упражнения на выносливость, быстроту и силу, чтобы уменьшить одышку.

При бронхиальной астмеосновная задача занятия заключается в воспитании правильного дыхания (полного, глубокого, с акцентом на выдохе) с поднятием ребер и опусканием диафрагмы при заметной подвижности грудной клетки и передней стенки живота.

При проведении таких занятий следует придерживаться принципа "рассеивания" нагрузки с постепенным включением в работу всех мышечных групп, выдерживая волнообразную физиологическую кривую занятия. На первых занятиях даются упражнения простые по координации и без выраженного мышечного усилия. Через 4—6 упражнений — отдых, ходьба, расслабляющие упражнения, углубленное дыхание. Постепенно упражнения усложняются как по координации, так и по требующимся для их выполнения усилиям.

Учащиеся с желудочно-кишечными расстройствами,дискинезией желчевыводящих путей наряду с лечением диетой нуждаются в регулярном двигательном режиме, общеукрепляющих упражнениях с постепенно усложняющейся и повышающейся физической нагрузкой. В первое время ограничиваются резкие движения (подскоки, быстрый бег, прыжки), затем постепенно включаются плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, бег, подвижные и спортивные игры. Упражнения с выраженными отягощениями чередуются с упражнениями на расслабление. Оптимальным исходным положением для выполнения общеукрепляющих упражнений является горизонтальное положение туловища (на спине, животе, боку, на четвереньках), так как в этом положении улучшается кровообращение органов брюшной полости.

При тиреотоксикозах и нарушениях жирового обменау людей, как правило, отмечаются патологические изменения со стороны сердца, поэтому к ним необходимо применять тот же подход, что и к лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Расстройства нервной системы (неврастения, истерия, вегето-сосудистая дистония, мигрени и т.д.), вызванные нарушением возбудительно-тормозных процессов в коре головного мозга, не позволяют выполнять большие физические нагрузки в быстром темпе. Например, различные нагрузки при неврастении применяют в зависимости от трех ее стадий (форм) : 1 — гиперстении, характеризующейся ослаблением внутреннего торможения; 2 — раздражительной слабости - состояния с патологической неустойчивостью возбудительных процессов; 3 — гипосте-нии, характеризующейся ослаблением процессов возбуждения и явлениями разлитого торможения.

Лица с гиперстенической стадией заболевания обьгтно хорошо переносят физическую нагрузку. На занятиях с ними используются общераз-вивающие и специальные упражнения, требующие разнообразной координации, внезапных остановок; упражнения в равновесии, подвижные и

спортивные игры, элементы легкой атлетики — прыжки, метания, бег в среднем темпе, лыжная подготовка, плавание. На первых занятиях упражнения должны быть простыми, не требующими напряжения внимания. Сложность координации упражнений и нагрузка возрастают постепенно. Общая нагрузка должна быть средней интенсивности.

Для больных второй — переходной — стадии неврастении общая физическая нагрузка должна быть более умеренной, чем при неврастении гиперстенической стадии. Им рекомендуются циклические упражнения средней интенсивности.

Учащиеся с третьей стадией неврастении физические нагрузки переносят плохо. Поэтому нагрузки для них должны быть еще больше ограничены.

Главным критерием при определении характера общей физической нагрузки для больных неврастенией должна быть степень их физической подготовленности и способность переносить нагрузки, что в значительной степени зависит от того, занимался ли студент физкультурой и спортом до заболевания или нет, есть ли у него соответствующие двигательные навыки и умения.

Учащиеся с высокой степенью миопии(до 8,0 D) без патологических изменений на глазном дне, имеющие хорошую физическую подготовленность, по мнению многих специалистов, могут выполнять различные упражнения из типовой программы.

Таким учащимся рекомендуются в ограниченном количестве прыжки с места (до 6—8 прыжков), в длину с разбега и в высоту. В зале прыжки должны выполняться на поролоновые маты, а на стадионе — на хорошо взрыхленный песок. Планка для отталкивания должна быть окрашена в яркий цвет, чтобы она была хорошо видна издалека. На кроссовых тренировочных занятиях нужно выбирать преимущественно ровную местность безо рвов и кюветов. В процессе лыжной подготовки следует постепенно готовить таких учащихся к спуску с гор, по мере овладения

техникой понемногу увеличивать крутизну склонов.

Учащимся, страдающим близорукостью, полезно заниматься спортивными играми.

Переключение зрения во время игры в волейбол, баскетбол, теннис на различные расстояния способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

Перед началом каждой игры, особенно в футбол, баскетбол, ручной мяч, учащихся необходимо строго предупреждать о недопустимости грубой игры, применения толчков, подножек и т.п., что может привести к повреждению очков, а еще хуже — к травмам глазного яблока разбитым стеклом.

При прогрессирующей миопии,с изменениями на глазном дна, надо исключать подскоки, прыжки (заменяя их приседаниями), резкие движения головой, бег на скорость, упражнения со значительным натуживанием, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойку на голове, подтягивание на перекладине, поднятие тяжестей и стрельбу. Этой категории учащихся показаны медленный бег, общеразвивающие гимнастические упражнения без резких движений, лыжная подготовка, плавание, игра в настольный теннис, бадминтон.

Большие физические нагрузки, связанные с проявлением выносливости, вызывают некоторое снижение остроты зрения, которое лица с высокой степенью миопии практически не чувствуют. Через час после окончания занятий зрение полностью восстанавливается. Поэтому нагрузки на выносливость не следует исключать из учебных занятий данного контингента учащихся. Для учащихся с высокой степенью близорукости, имеющих патологические изменения глазного дна, можно рекомендовать занятия всеми видами циклических упражнений. Дозировка объема и интенсивности нагрузки должна быть индивидуальной. При выраженных нарушениях опорно-двигательного аппарата студентам необходимы специальная гимнастика, корригирующие и общеразвивающие упражнения с воздействием на все мышечные группы, упражнения со снарядами, в положении стоя, сидя, лежа.

Для учащихся с деформациями позвоночника(сколиоз, кифоз, лордоз) рекомендуются плавание, ходьба на лыжах, гребля, игра в волейбол. Студентам, имеющим плоскостопие, помимо специальных упражнений, укрепляющих мышечно-связочный аппарат стопы, полезны ходьба на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, подвижные игры. Ограничения в занятиях зависят от локализации и тяжести повреждения органов движения.

Эффективность занятий значительно увеличивается, когда они проводятся не только в помещении, но и на открытом воздухе. Такие занятия кроме повышения физической подготовленности оказывают одновременное закаливающее действие, благоприятно воздействуют на процессы дыхания, кровообращения, обмен веществ, укрепляют организм и являются профилактическим средством против ангины, гриппа, рецидивов ревматизма. Поэтому в методике преподавания физического воспитания в специальной медицинской группе важным элементом является круглогодичное проведение занятий на открытом воздухе. Однако следует помнить, что у учащихся с хроническими инфекциями отмечается очень низкий уровень общей иммунобиологической реактивности, что требует осторожного подхода при их закаливании. Занятия на свежем воздухе с такими студентами можно проводить только в сухую теплую погоду.

Наши рекомендации