Логопедическая профилактика и пропаганда
Логопедическая профилактика — один из радикальных способов борьбы с недостатками речи у детей.
Понимая это, логопеды регулярно выступают по радио и телевидению, на страницах областной и районных газет с беседами, лекциями и статьями о мерах предупреждения и устранения у детей речевых недостатков. Областным домом санитарного просвещения издана серия советов для родителей: «Картавость и ее устранение у детей», «Заикание», «О развитии речи у неговорящих детей» и т. д.
В поликлиниках, на родительских собраниях в школах и в детских садах, в заводских клубах, в «Университете здоровья» и т. п. организуются беседы логопедов с родителями на профилактические темы. К этим беседам логопеды тщательно готовятся и обычно сопровождают их выступлениями детей, успешно прошедших курс логопедических занятий.
Профилактические беседы логопедов с выступлениями детей, прежде заикавшихся или имевших недостатки звукопроизношения, прослушивание детской речи, записанной на магнитофонной ленте до и после курса лечения — производят чрезвычайно сильное впечатление на присутствующих, стимулируя у одних родителей желание добиваться правильной речи у своего ребенка, у других — предостеречь его от возможностей появления речевых недостатков.
Безусловно, положительной чертой районных логопедических кабинетов является то, что их пациенты могут получать необходимую помощь без отрыва от учебы в школах, от работы. Но пациенты со сложными речевыми расстройствами (логоневрозами, алалиями, дизартриями, афазиями и др.), нуждающиеся в длительном и массированном лечебно-педагогическом воздействии направляются, как правило, в логопедический стационар.
Логопедический стационар для детей школьного возраста при областном психоневрологическом диспансере, расположен в изолированном помещении и имеет ряд небольших палат и служебных кабинетов, что позволяет профилировать логопатов по возрасту и нозологическим формам речевого нарушения, поддерживать общий и речевой режим, проводить с детьми коллективную и индивидуальную лечебно-педагогическую работу.
Обслуживающий персонал отделения состоит из врачей, логопедов, ритмиста, медицинских сестер, санитарок и др.
Ввиду того что основным контингентом логопедического отделения являются заикающиеся дети, а в основе условно-рефлекторной терапии заикания прежде всего лежит систематическое соблюдение детьми всех требований логопеда, вся работа персонала с детьми в отделении предельно четко организована. Большое внимание уделяется конкретному распределению обязанностей среди сотрудников и соблюдению режима дня.
Работа логопедического стационара состоит из консультативно-диагностического, лечебно-педагогического и организационно-методического разделов.
Консультативно-диагностическая работа. С целью уточнения диагностики в отделение принимаются дети со сложными речевыми нарушениями неясного генеза. В результате обследования устанавливается характер речевого нарушения, его зависимость от других отклонений в развитии, определяются пути устранения данного речевого нарушения и пр.
Лечебно-педагогическая помощь детям в стационаре складывается из комплекса логопедических, воспитательных и медицинских мероприятий, проводимых соответствующими специалистами.
Медицинские мероприятия направлены на общее оздоровление и укрепление организма больного, его нервной системы, а также непосредственно на оздоровление речевого механизма и его функций. Логопедическое воздействие через систему специальных упражнений и занятий направлено на исправление и совершенствование речевого процесса у логопата с учетом его личностных особенностей. Воспитательная работа ставит целью воспитание и обучение всесторонне развитой личности на фоне закрепления достижений, полученных в результате лечебно-педагогической работы с логопатом. Совокупность взаимопроникающих и дополняющих друг друга лечебно-педагогических мероприятий определяет комплексный подход к изучению и лечению речевых расстройств.
Организационно-методическая работа в отделении организуется логопедом-методистом и осуществляется путем методических объединений логопедов и врачей, на которых обсуждаются вопросы усовершенствования помощи детям в условиях стационара.
Методистом отделения организуются также специальные занятия для обслуживающего персонала по логопедической подготовке. На этих занятиях логопеды, врачи раскрывают содержание проводимой в отделении работы, дают характеристики речевых нарушений и особенностей поведения детей, поясняют роль обслуживающего персонала в лечебно-педагогическом процессе и т. д.
Методическая работа внутри отделения тесно переплетается с организационно-методической работой в области в целом, ибо в функции логопедического стационара входит руководство и контроль за состоянием логопедической помощи населению Кировской области.
Большое участие принимает стационар в организации работы районных логопедических кабинетов: решает вопросы размещения их в области; подбирает и повышает подготовку логопедов из числа педагогов с высшим образованием (в стационаре они в рабочем порядке проходят трехмесячный курс теоретической и практической подготовки по логопедии); руководит работой районных кабинетов и несет ответственность за качество логопедической помощи населению.
Взаимосвязь логопедического отделения с районными кабинетами осуществляется путем выездов логопедов в районы для оказания консультативной и методической помощи на местах, систематического анализа отчетов, присылаемых в отделение каждым кабинетом и регулярных (1 — 2 раза в год) областных логопедических совещаний.
Для медицинского и педагогического персонала логопедического отделения и логопедов г. Кирова 2 раза в месяц проводятся медико-педагогические конференции. На этих конференциях обсуждаются вопросы дифференцированной диагностики речевых нарушений и особенностей поведения детей с этими нарушениями; обсуждаются наиболее интересные статьи из отечественной и зарубежной периодики, заслушиваются доклады и рефераты, а также оригинальные статьи по обобщению опыта работы.
Конференции будят творческую мысль практических работников, заставляют искать новые, более эффективные пути устранения у детей расстройств речи; являются хорошей формой усовершенствования деловой квалификации персонала, способствуют четкой координации логопедической помощи в городе Кирове и области.
Результатом единых принципов работы логопедов являются разработанные здесь критерии оценки речи заикающихся при их выписке из логопедического кабинета или стационара, которые могут быть использованы и для других речевых расстройств.
Эти критерии включают в себя: а) объективную оценку речи заикающегося при выписке; б) оценку результатов проведенной лечебно-педагогической работы с ним.
Для объективной оценки речи принята следующая градация:
■ практически здоровая речь,
■ незначительные остаточные явления заикания,
■ значительные остаточные явления заикания.
В зависимости от этой оценки речи решается вопрос дальнейшей необходимой помощи заикающимся, т. е. достаточно ли для прочного закрепления полученных навыков домашних условий (практически здоровая речь); необходимо ли для этой цели еще некоторое время наблюдение логопеда по месту жительства (незначительные остаточные явления заикания); необходима ли еще помощь специалистов в условиях стационаров медицинского или педагогического характера (значительные остаточные явления заикания).
Результаты лечебно-педагогической помощи заикающимся оцениваются следующим образом:
■ хороший результат (совпадает с практически здоровой речью);
■ значительный результат (заикающийся дает значительное продвижение в сторону здоровой речи или дал значительное улучшение до определенного уровня);
■ незначительный результат (заикающийся дает незначительное продвижение или дал незначительное улучшение до определенного уровня);
■ безрезультатная работа (у заикающегося не удалось добиться никаких сдвигов в сторону здоровой речи, может наблюдаться даже ухудшение).
Оценка речи заикающихся и результатов логопедической помощи по единой шкале позволяет всем
логопедам в Кировской области вкладывать одинаковое содержание в итоги лечебно-педагогической помощи заикающимся, систематизирует прогнозы дальнейшей закрепительной работы с ними. Можно говорить и о единых принципах, используемых логопедами в последовательно усложняемых логопедических занятиях с заикающимися школьника
ми. В основу схемы последовательности логопедических занятий легли основные принципы работы с заикающимися, предложенные И.А. Сикорским, Г.Д. Неткачевым, И.И. Тартаковским, Н.А. Власовой, Е.Ф. Pay,С.С. Ляпидевским и др.
При проведении организационно-методической работы логопедический стационар поддерживает тесную связь с областными отделами народного образования и здравоохранения, с областным отделением педагогического общества РСФСР, где организована секция дефектологии, с областным институтом усовершенствования учителей, с областным домом санитарного просвещения, с педагогическим институтом.
Областным институтом усовершенствования учителей регулярно организуются специальные семинары по логопедии (объемом от 6 до 30 часов) для воспитателей и заведующих детских садов, для учителей начальных классов.
Областной отдел здравоохранения и дом санитарного просвещения организуют лекции по логопедии для медицинских работников.
С докладами о речевых нарушениях у детей логопеды выступали на областной конференции педиатров. С 1961 г. в подготовке студентов дошкольного факультета Кировского педагогического института принимают участие логопеды г. Кирова: подготовлен курс лекций по логопедии, организуются практические занятия для студентов в районных кабинетах, детских садах и школах.
Основными задачами на ближайшее время являются дальнейшая децентрализация амбулаторной и расширение стационарной логопедической помощи, а также совершенствование форм работы существующих логопедических учреждений.
Методическое письмо МЗ СССР № 10-93/14-71
от 9 июня 1964 г.