Раздел 4. Теория воспитания
1. Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие.......
2. В педагогическом смысле воспитание
1) специальная деятельность
2) процесс целенаправленного формирования личности
3) отражение социокультурного направления в развитии личности
4) создание условий для осуществления воспитания
5) духовное наследие
3. Характерные особенности современного воспитания
1) технологичность
2) спонтанность
3) диалогичность
4) ситуативность
5) целенаправленность
6) субъективность
7) многофакторность
8) непрерывность
9) независимость от процесса обучения
4. Движущая сила процесса воспитания…
5. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет .......... воспитания
6.Укажите три этапа процесса воспитания
1) формирование сознания
2) формирование убеждения
3) формирование положительного опыта
4) формирование способов приспособления
7.Укажите три характерные черты гуманистической позиции педагога
1) отношение к ребенку как к главной ценности
2) признание способности и права ребенка на саморазвитие
3) субъект - объектные отношения
4) приоритетность субъект - субъектных отношений
8. Эффективный воспитательный процесс характеризует
1) авторитарность воспитателя
2) сотрудничество воспитателей и воспитуемых
3) ценностные ориентации личности воспитателя
4) либеральный стиль отношений
5) целенаправленность
9.Устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности
1) перевоспитание
2) самовоспитание
3) образование
4) воспитание
5) обучение
10. Воспитание способствует .............. ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления
11. Установите соответствие понятий и их определений
1. Социальный статус | А. Устойчивая система отношений личности к различным явлениям социальной действительности, проявляющаяся в соответствующих ценностных ориентациях, суждениях, поступках; фиксируется в мировоззрении (понимание мира и ценностное отношение к нему) и деятельности; не может быть раз и навсегда сформированной, должна постоянно воссоздаваться в ситуациях, ставящих человека перед проблемой выбора |
2.Социальная роль | Б. Личностно-привлекательное и социально признанное положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей |
3.Позиция | В. Определенная модель поведения, которую ожидают увидеть окружающие |
12. .......... - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива
13. Установите соответствие. Виды воспитания классифицируются
1.В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях | 1. Умственное, нравственное, трудовое, физическое. |
2.Обобщенная классификация | 2. Гражданское политическое, интернациональное, нравственное и др. |
3.По институциональному признаку | 3. Авторитарное, демократическое, либеральное, свободное |
4.По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками | 4 . Семейное, школьное, внешкольное, по месту жительства |
14. Соответствие вида воспитания и его сущностной характеристики
Вид воспитания | Сущностная характеристика |
1. Нравственное воспитание | а) процесс целенаправленной передачи и усвоения трудового опыта предшествующих поколений, формирование нравственных качеств трудолюбивого человека |
2. Эстетическое воспитание | б) формирование у учащихся правильного понимания норм и установок в области взаимоотношений полов и потребности руководствоваться ими в жизни |
3. Трудовое воспитание | в) целенаправленное формирование знаний правовых норм, правильного отношения к исполнению законов, привычек поступать в соответствии с требованиями правил и морали |
4. Правовое воспитание | г) воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности |
5. Половое воспитание | д) формирование нравственных черт характера, привитие норм и правил поведения, отношения друг к другу, семье, Родине |
15. Ведущие принципы воспитания
1) гуманистическая и общественная направленность воспитания
2) связь воспитания с жизнью
3) единство педагогических требований
4) самовоспитание и перевоспитание
5) учет индивидуальных и возрастных особенностей
6) воспитание и развитие
16. Требования, предъявляемые к принципам воспитания
1) обязательность
2) комплексность
3) равнозначность
4) пунктуальность
5) ситуативность
17. Способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленные на решение задач воспитания – … воспитания
18. Методы формирования сознания
1) поощрения
2) беседа
3) наказание
4) лекция
5) диспут
19. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
1) поощрение
2) беседа
3) наказание
4) убеждение
5) диспут
20. Соотношение групп методов по признаку их классификации
Классификация по признаку | Группа методов |
1. Методы формирования сознания учащихся | а) психотренинг, дискуссия, самоотчет |
2. Методы формирования позитивной Я–концепции | б) беседа, лекция, диспут, пример |
3. Методы организации деятельности учащихся | в) соревнование, контроль и самоконтроль, поощрение, наказание |
4. Методы стимулирования и корректировки поведения учащихся | г) поручения, приучение, игра, самоуправление |
21. Методы организации деятельности
1) приучение
2) разъяснение
3) лекция
4) поручение
5) упражнение
22. Формы воспитания
1) индивидуальные
2) микрогрупповые
3) масштабные
4) групповые
5) массовые
23. Последовательность этапов коллективного творческого дела
1) организация и проведение
2) этап последействия
3) коллективный анализ
4) коллективное планирование
5) стартовая беседа
24.Укажите четыре основные закономерности развития личности
1) развитие личности совершается только в деятельности
2) развитие личности происходит только в обществе
3) необходимое условие развития личности - активность самой личности
4) развитие личности совершается в результате преодоления противоречий
5) развитие личности тем эффективнее, чем калорийнее пища ребенка
25. ................ подход требует отношения к ребенку как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей, а также чтобы сам воспитанник воспринимал себя личностью и видел ее в каждом из окружающих людей
26. Восстановите последовательность. Социальное становление проходит этапы
1) освоение социального опыта
2) освоение способности обращаться с предметами
3) оценивание своих действий
4) утверждение позиции "Я" среди других
27. Восстановите последовательность. Смену ведущего вида деятельности представляет последовательность
1) эмоциональное общение
2) манипулирование, предметная деятельность
3) игровая деятельность
4) продуктивные виды деятельности
5) учебная деятельность
6) общественно-полезная деятельность
7) учебно-профессиональная деятельность
8) общение
28. К основным закономерностям воспитательной деятельности можно отнести
1) воспитание ребенка совершается только путем активности самого ребенка
2) содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется их актуальными потребностями
3) воспитание личности осуществляется в совместно-распределенной деятельности
4) воспитание возможно лишь в позитивной среде
5) воспитание определяется личностью воспитателя
29. ............. .............. - адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах
30. Непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений получило название ......... воздействия
31. Установите соответствие. Воздействие педагога на ученика может быть
1.Преднамеренным | А. Осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения |
2.Непреднамеренным | Б. Осуществляется ситуативно, как реакция на конкретные обстоятельства |
3.Прямым | В. Непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений получило название |
4.Косвенным | Г. Педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ученика |
32. Установите соответствие. Механизмами преднамеренного влияния являются
1. Убеждение | А.Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает |
2. Внушение | Б. Основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации |
3. Подражание | В.Повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств |
33. Исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей - ……… ……… .
34. Установите соответствие. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества
1. Приспособление | А). Согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды |
1. Обособление | Б). Автономизация человека в обществе |
В). Социальная адаптация |
35. Установите соответствие. Разработку основных подходов к изучению сущности социализации предпринимали следующие ученые
1. Субъект-объектный подход | А). Э. Дюркгейм |
2. Субъект-субъектный подход | Б).Ч. Кули |
36. Восстановите последовательность. Вклад в развитие теории социального воспитания внесли
1) С.Т. Шацкий
2) А.В. Мудрик
3) П. Наторп
4) А. Дистервег
37. ......... есть организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу
38. Установите соответствие видов взаимодействия и их характеристики
1.Кооперативное взаимодействие | А. Столкновение не из-за несовместимости участников взаимодействия, а из-за различия точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения |
2.Конкурентное взаимодействие | Б. Рассогласование взаимодействия, его разрушение |
3.Деструктивный конфликт | В. Достижение цели одним из партнеров или одной из микрогрупп, что исключает достижение ее всеми другими |
4. Конструктивный конфликт | Г. Координация индивидуальных усилий участников, дифференциация сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия |
39.......... - формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения ее членов последующим.
40.Укажите четыре составные воспитательной системы школы
1) цель
2) субъекты деятельности
3) содержание деятельности
4) отношения
5) помещение