Государственная политика в области

Качества образования

Образование – важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

Р. Киплинг

Среди основных показателей, характеризующих образовательные системы, рассматривается качество образования.

Качество образования – основной критерий оценки образования, которое оценивает потребитель. Основным потребителем образовательных услуг в конечном итоге является государство. При разработке стратегии качества в образовании ключевыми являются следующие вопросы: «Как оценивать?», «Что оценивать?» и «Насколько обоснованы подходы к качеству образования?».

Главным показателем качества работы образовательного учреждения является способность к развитию и адаптации в новых условиях.

Качество в образовании не появляется внезапно, его необходимо планировать. Процесс стратегического планирования качества состоит из следующих этапов:

1. Определение миссии ОУ.

2. Выявление образовательных потребностей.

3. Определение способов достижения уровня качества (анализ сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей).

4. Планирование и организация реализации качества (определение стандартов качества образовательных услуг, способов их достижения, показателей и критериев контроля качества, финансовое и материальное обеспечение качества).

5. Обеспечение учреждения кадрами.

6. Контроль и корректировка качества образовательной услуги. Гарантия качества в образовании подразумевает поэтапный контроль качества образовательных услуг для предотвращения появления некачественной образовательной услуги.

Управлять качеством системы образования означает делать правильный выбор и осуществлять механизмы эффективного воздействия на все элементы, все ресурсы системы образования, на то, что обеспечивает (прямо или косвенно) результат образования. Под ресурсами образовательной системы понимают все, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования (педагоги, обслуживающий персонал, организаторы образования, авторы учебников и учебных пособий и т.п.), педагогические технологии, капитальные ресурсы (аудитории, учебно-методическая литература, компьютеры и т.п.). Насколько эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, настолько они могут повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяют результат образования.

Отсутствие механизмов управления ресурсами образования приводит к недостаточно эффективному их использованию, потере времени и средств. Как правило, главным ресурсом образования называют педагогические кадры. Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования их работы, условия труда, престижность, конкурентоспособность, возможности самореализации и самосовершенствования – факторы, которые влияют на качество образования. Кроме того, необходимо учитывать еще ряд факторов: качество программ, методик, средств обучения, уровни обучения, модели образования, наличие механизма саморазвития образовательной системы, научной базы, методов и квалифицированных специалистов в сфере управления образованием.

Оценка качества образования должна проводиться комплексно с анализом всех направлений деятельности образовательного учреждения. Конечной целью такого исследования является совершенствование деятельности образовательного учреждения. В России система контроля качества подготовки рассматривается как неотъемлемая часть учебного процесса, выстроенного в соответствии с единой образовательной программой, ориентированной на модель специалиста, выпускника. Необходимо отметить, что важнейшими факторами социальной защиты будущих специалистов в новых экономических условиях считаются не только высокая профессиональная подготовка, но и личностное развитие выпускника. Такой подход к контролю качества образования вполне соответствует целям образования, зафиксированным в Законе РФ «Об образовании».

В ходе реализации единой образовательной программы основным назначением текущего и итогового контроля становятся: измерение параметров реального развития учащихся; соотнесение параметров реального развития учащегося с параметрами рабочей модели личности выпускника; отслеживание динамики и результативности целостного развития обучающегося; выявление меры достижения целей образования по каждой содержательной линии, обозначенной в единой образовательной программе.

Контрольные задания должны носить не только констатирующий характер, но и выявлять у учащихся наличие интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания и компетенции. Понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретают приоритеты благодаря обучению. Компетенция – это то, что порождает умения, действия, а умения – компетенция в действии. Проблема компетенции специалистов пришла в образование через систему профессиональной подготовки.

Основными компетенциями, которыми образовательное учреждение должно вооружить своих выпускников и которые нуждаются в тщательном контроле качества, являются следующие:

· политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировании конфликтов, функционировании социально-политических институтов общества);

· связанные с жизнью в многокультурном обществе (понимание различий, уважение, способность жить с людьми других культур, языков и религий);

· коммуникативные (владение новыми информационными технологиями и способность критического отношения к информации, распространяемой средствами массовой информации, в том числе к рекламе);

· способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.

Контроль качества знаний с позиций мониторинга не только уровня знаний, умений, но и компетенций поможет объективно оценить качество подготовки специалистов согласно модели специалиста; использовать средства стандартизации контроля, развивать умения принимать правильные и нестандартные решения в нестандартной ситуации, формировать навыки менеджмента и самоменеджмента у будущих специалистов.

Мониторинг качества образования может быть внутренним (самоанализ образовательного учреждения) и внешним (осуществляется государственными органами управления образованием). Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка качества образования соответствует действительности, т.е. внешний мониторинг контролирует механизмы и результаты внутренней оценки качества.

Гарантом качества образования выступает государство. Повышение качества подготовки специалистов обеспечивается за счет жесткой регламентации требований к качеству образовательных услуг; упорядочение системы контроля за качеством работы учебных заведений.

Наши рекомендации