Понятие системы образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек принимает накопленный социальный опыт, преумножает его и передает последующим поколениям. Данное явление, благодаря которому человек становится личностью и обретает способность выполнять социальные функции, получило название социализация.
Процесс социализации осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, специально созданными для этого институтами и самим человеком.
Целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. Понятие «образование» происходит от слова «образ». Образование – овладение учащимися определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (В. А. Сластенин).
Реализация задач образования немыслима без создания соответствующей образовательной системы.
Система – целое, составленное из частей.
Система образования –представляет собой комплекс учебно-воспитательных заведений, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти заведения строятся и работают.
Сама система образования формировалась постепенно. Вплоть до XIX века в качестве основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени: средние и старшие классы средней общеобразовательной школы.
Процесс приращения к начальной школе новых ступеней и звеньев происходил не только сверху, но и снизу. Так, в XIX веке стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений – детских яслей, садов. Жизнь требовала также создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников, а также различных специалистов в области культуры и управления. В XIX веке получили распространение профессионально-технические учебные заведения, готовившие квалифицированных рабочих.
С укреплением государственности власть попыталась взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями и система образования стала включать в себя два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями.
В настоящее время образование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.
Законодательство Республики Беларусь об образовании включает в себя Конституцию Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, другие законы и нормативно-правовые акты Республики Беларусь.
Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления развития.
Ведущую роль в развитии образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений, органов управления образованием, с их учетом строятся все образовательные программы.
Принципы – исходные положения, на которые базируются в какой либо деятельности.
Государственная политика в сфере образования согласно Кодекса Республики Беларусь об образовании основывается на следующих принципах:
приоритета образования;
приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
гарантии конституционного права каждого на образование;
обеспечения равного доступа к получению образования;
обязательности общего базового образования;
интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
экологической направленности образования;
поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
государственно-общественного характера управления образованием;
светского характера образования.
Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
обеспечение равенства белорусского и русского языков;
обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
Компонентами системы образования являются:
участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
образовательные программы;
учреждения образования;
организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
учебно-методические объединения в сфере образования;
организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
организации - заказчики кадров;
организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.
Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
В Республике Беларусь установлены следующие образовательные уровни:
- дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- послевузовское образование.
Единство и непрерывность образования обеспечиваются преемственностью уровней, ступеней и форм обучения, согласованностью стандартов, учебных планов и программ.
Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.
Очная форма получения образования - обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Дневная форма получения образования - вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося.
Вечерняя форма получения образования - вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося.
Заочная форма получения образования - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Дистанционная форма получения образования - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.
Соискательство - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования.