Как пользоваться пособием
Логопед выбирает одно из предложенных ниже игровых полей и предлагает ребенку выполнить ряд дыхательных упражнений
Рисунок 1. «ПОДВОДНЫЙ МИР»
Игровое поле: морское дно, водоросли, ракушка с сидящим внутри нее рачком, ракушка с жемчужиной, кальмар.
Приклеивающаяся за клапан деталь: створка у ракушки.
Детали на нитке: рыбки, морская звезда, морской конек, медуза.
Инструкция логопеда: Подводный мир чудесен и многообразен. По дну неторопливо перемещается морская звезда. Туда-сюда снуют маленькие рыбки, невдалеке промелькнул морской конек, а вот показалась медуза. Оживи картинку: подуй на морских обитателей, и ты увидишь, как красиво может быть под водой. Подуй на створку ракушки, и ты увидишь, что в ней спрятано.
Рисунок 2. «ПАРУСНАЯ РЕГАТА»
Игровое поле: море, три яхты без парусов.
Приклеивающиеся за клапана детали: разноцветные паруса.
Детали на нитке: дельфины, чайки.
Инструкция логопеда: Гонки на парусниках называются парусной регатой, а те, кто управляет этими судами, — яхтсменами. Посмотри, яхты уже готовы отправиться в путь, но ветра до сих пор нет. Помоги яхтсменам: подуй ветерком на паруса.
Дельфины и чайки развеселились и тоже хотят соревноваться. Подуй так, чтобы дельфины поплыли, а чайки — полетели.
Рисунок 3. «ХОККЕЙ»
Игровое поле: ледовое поле, хоккеисты, ворота.
Деталь на нитке: шайба.
Инструкция логопеда: Смотри, на хоккейном поле развернулось настоящее сражение! Помоги хоккеисту забить гол в ворота. Подуй на шайбу.
Рисунок 4. «ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
Игровое поле: манеж цирка, два морских котика на тумбах, кольцо.
Деталь на нитке: разноцветный мяч.
Инструкция логопеда: На арене цирка сегодня интересное представление! Выступают два необычных артиста. Это дрессированные морские котики! Помоги им: подуй на мяч так, чтобы он перелетал от одного артиста к другому.
Рисунок 5. «ХРАБРЫЙ ПИЛОТ»
Игровое поле: горы с ровными площадками на вершинах.
Детали на нитке: облака, самолет.
Инструкция логопеда: Непросто посадить самолёт на площадку в горах, да ещё, когда небо закрыто облаками. Помоги пилоту: подуй на облака так, чтобы они рассеялись. А теперь проведи самолет по нужному курсу: подуй на него так, чтобы он перелетел с площадки на площадку.
Рисунок 6. «НА ПРУДУ»
Игровое поле: пруд, лягушка охотится за жуком, рыбки в воде.
Приклеивающиеся за клапана детали: листья кувшинок.
Детали на нитке: лягушка, стрекоза.
Инструкция логопеда: В солнечный день на пруду кипит жизнь. Громко квакают лягушки, плещутся рыбки, а в зарослях камышей притаилась хитрая охотница-цапля. Посмотри на картинку и «оживи» наш пруд: подуй на лягушку и стрекозу.
Догадайся, где скрываются другие обитатели пруда? Подуй на листья кувшинок, чтобы познакомиться с этими обитателями.
Рисунок 7. «ЛЕТНИЙ ЛУГ»
Игровое поле: трава, цветы, небо.
Детали на нитках: бабочки, пчела, шмель.
Инструкция логопеда: Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчелки, гудят сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил.
Рисунок 8. «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
Игровое поле: кормушка на дереве, кусочек сала, привязанный на нитке к ветке.
Детали на нитках: воробей, снегирь, синица.
Инструкция логопеда: Голодно и холодно птицам зимой. Хорошо, если заботливые ребята повесят кормушку и насыпят в нее вкусных зернышек! Поклюют птицы, отдохнут и полетят дальше. Помоги птичкам добраться до кормушки: подуй на них.
Рисунок 9. «КОЛОБОК»
Игровое поле: персонажи сказки «Колобок», стоящие вдоль тропинки.
Деталь на нитке: Колобок.
Инструкция логопеда: Из какой сказки эти герои? Ты помнишь эту сказку? Оживи картинку! Подуй на Колобка так, чтобы он катился по дорожке от деда с бабой к зайцу, волку, медведю, лисе. А теперь попробуй вернуть Колобка назад от лисы к дому без остановок.
Рисунок 10. «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
Игровое поле: море, остров с пальмами; на острове три сундука с монетами.
Приклеивающиеся за клапана детали: крышки от трёх сундуков.
Детали на нитке: пиратский корабль.
Инструкция логопеда: Долго плыли пираты к заветному кладу. Когда осталось совсем немного, ветер вдруг стих, паруса обвисли и и корабль остановился. Помоги искателям сокровищ добраться до острова: подуй на корабль, как ветер.
А теперь нужно открыть сундуки! Догадайся, что для этого необходимо сделать.
Список литературы
1. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. — М. : Книголюб, 2005.
2. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. — М., 2002.
УДК376.1-056.264
ББК 74.3 JI47
Издание развивающего обучения для детей дошкольного возраста (дидактическое пособие)
Леонова, С.В.
JI47 Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / С.В. Леонова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011.— 28 с. : ил.
ISBN 978-5-91928-080-4
В пособии содержится игровой материал для проведения упражнений по развитию целенаправленного речевого выдоха (игровые поля с подвижными (отлетными) частями, закрепленными на нитях или частично приклеенными). Цель пособия — помочь педагогу разнообразить коррекционную работу по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, темпоритмической организации речи, детьми, имеющими нецеленаправленный и слабый ротовой выдох.
Данное пособие предназначено для использования на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.
УДК 376.1-056.264 ~ ББК 74.3
©Леонова С.В., 2011
ISBN 978-5-91928-080-4 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ», 2011
Издание развивающего обучения (дидактическое пособие)
Леонова Светлана Витальевна
ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР ВЫПУСК 12. Живые картинки
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями