Процессов образования деятельностью профессиональных
педагога функций педагога
Технологии: -обучения; -воспитания; -подготовки; -становления грамотности; -образовательные технологии | -технологии организации педагогической деятельности (технология формирования заказа на деятельность; целеполагания; ресурсного обеспечения педагогического процесса; проектирования педагогического процесса); -технологии педагогического процесса (обучения (трансляции знания) и развивающие): а) технологии обучения (трансляции знания): 1) адаптивные, связанные с изучением реальных учебных возможностей учащихся и реализацией четкого планирования, последовательности и темпов изучения материала. Они направлены на гарантированное достижение конкретных учебных целей; 2) технология поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину, Н.Ф. Талызиной); 3) технология программированного обучения как дидактическая интерпретация кибернетического подхода; 4) технология оптимизации обучения (по Ю.К. Бабанскому); - технологии анализа и преобразования педагогического процесса; б) развивающие технологии (см. технологии реализации профессиональных функций педагога) | -технологии трансляции (воспроизводства культуры и деятельности) (см. технологии управления деятельностью педагога); -развивающие технологии (личностно-ориентированные): 1) технологии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (игровые технологии и др.); 2) технология проблемного обучения; 3) исследовательские технологии, которые направлены на развитие у учащихся теоретических способностей к исследовательской деятельности; 4) коммуникативные технологии (коммуникация рассматривается как единица взаимодействия всех участников образовательного процесса): - технологии диалога (диалоговые формы и методы обучения); - герменевтические технологии (связаны с понимаем смыслов изучаемых явлений, предметов, процессов); - технологии критического анализа, связанные с развитием критического мышления, рефлексии; - технологии, связанные с развитием умений согласовывать позиции, организовывать полемику, другие виды сложных коммуникаций; 5) проектно-конструкторские технологии – направлены на создание конкретных продуктов деятельности – проектов, моделей, программ; 6) технологии развивающего обучения (существуют концепции развивающего обучения – системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова и др.). |
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каково происхождение понятия «технология»? Раскройте сущность категории «педагогическая технология».
2. Каковы причины и критерии технологизации образовательного процесса в школе?
3. Раскройте отличительные особенности методики и технологии обучения.
4. Какие Вы знаете классификации педагогических технологий?
Глава 12. Сущность проблемного обучения
12.1 Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.
Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.
Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.
Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.
Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы
– стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;
– воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;
– знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.
Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
– развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей;
– усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении);
– воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,
– развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления.