Нормативно-правовое обеспечение образования»
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997.
2. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании: Учеб. пособие. М., 2001.
3. Педагогика: Учеб пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2008.
5. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образоват. учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. М., 1995.
6. Управление школой: Теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под ред. В.С. Лазарева. М., 1997.
7. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. М., 2001.
Рейтинг-контроль № 1
(10.03.2014 – 21.03.2014)
Модуль I. «Методология педагогики»
1. Объект, предмет педагогики как науки.
2. Функции педагогики как науки.
3. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
4. Методологические принципы педагогики.
5. Основные категории педагогики.
6. Методы педагогического исследования, их специфика.
7. Теоретические методы исследования.
8. Эмпирические методы исследования.
9. Понятийный аппарат исследования.
10. Формирование умений и навыков рациональной организации учебной работы: стратегия действий.
Проектные задания для самостоятельной работы студентов
К Модулю I
1. Написание эссе-размышления: «Зачем нужна наука педагогика, если есть проверенная веками народная педагогика?»
2. Разработка рабочего аппарата педагогического исследования по одной из предложенных тем.
Рейтинг-контроль № 2
(21.04.2014 – 02.05.2014)
Модуль II. «Теория обучения – составная часть педагогики.
Современные технологии обучения»
1. Понятие, предмет, задачи дидактики.
2. Понятие процесса обучения, его компоненты.
3. Современная педагогическая теория содержание образования (И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин).
4. Понятие метода и приема обучения. Общедидактическая система методов обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.
5. Формы организации обучения.
6. Понятие дидактической системы. Инвариантные элементы дидактической системы.
7. Типы дидактических систем.
8. Понятие компетенции и компетентности.
9. Ключевые образовательные компетенции (по классификации А.В. Хуторского).
10. Основные направления модернизации российского образования.
Проектные задания для самостоятельной работы студентов
К Модулю II
1. Разработка заданий по профилю преподаваемого предмета, направленных на развитие различных черт творческого мышления.
2. Подготовка доклада с презентацией и эссе в рамках проблемы «Компетентностный подход в образовании».
Рейтинг-контроль № 3
(02. 06. 2014 – 13. 06. 2014)
«Основы управления образовательными системами.
Нормативно-правовое обеспечение образования»
1. Дайте определения следующих понятий: управление, внутришкольное управление, внутришкольный менеджмент.
2. Перечислите общие принципы управления образовательными системами.
3. Назовите системообразующие факторы образовательной системы.
4. Укажите социально-педагогические и временные условия функционирования образовательной системы.
5. Обозначьте структурные компоненты образовательной системы.
6. Перечислите основные компоненты управленческой культуры.
7. Перечислите формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
8. Назовите традиционные и инновационные службы общешкольного управления.
9. Укажите правовые и нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере образования.
10. Назовите цели и задачи системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонским процессом.
Проектные задания для самостоятельной работы студентов
К Модулю III
1. Подготовка доклада с презентацией и эссе в рамках проблемы «Традиционные и инновационные формы, условия управления развитием коллектива школы на всех уровнях».
2. Подготовка микрореферата с презентацией по одной из предложенных тем:
· Вопросы школьного управления в трудах Н.Ф. Бунакова.
· Вопросы школьного управления в трудах К.Д. Ушинского.
· Вопросы школьного управления в трудах Н.И. Пирогова.
· Вопросы школьного управления в трудах В.А. Сухомлинского.
· Самоуправление в современной школе.
· Попечительство как форма общественного управления школой.
· Личностные качества руководителя, обеспечивающие успех его управленческой деятельности.
· Стиль руководства и его влияние на успех управления школой.
· Организация рабочего места директора школы и ее влияние на эффективность управления.
· Принципы организации помощи в инновационной деятельности молодым учителям в школе.
· Инновации в образовательном процессе частной школы.
· Инновации в планировании управленческой деятельности современной школы.
· Оптимальное оборудование кабинета истории, иностранного языка, спортивного зала и др. школьных помещений.
· Оптимальное оборудование учительской комнаты в школе.
Содержание портфолио
(предъявляется к экзамену в оформленном виде)
1. Эссе-размышление: «Зачем нужна наука педагогика, если есть проверенная веками народная педагогика?»
2. Рабочий аппарат педагогического исследования по одной из предложенных тем.
3. Задания по профилю преподаваемого предмета, направленные на развитие различных черт творческого мышления.
4. Доклад с презентацией и эссе в рамках проблемы «Компетентностный подход в образовании».
5. Микрореферат с презентацией по одной из тем, предложенных в рамках Модуля III «Основы управления образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования».
6. Подготовка доклада с презентацией и эссе в рамках проблемы «Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании».
Тесты проверки итоговых знаний [4]