Развитие речевого слуха. Тема. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса

Тема. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

Цель. Учить детей по изменению голоса определять персонаж.

Предшествующая работа. Дети учились определять на слух силу и высоту голоса.

Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.

Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Краткое описание

Воспитатель ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, « охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал — козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза Волк ушел говорится с радостью, с сожалением, с досадой).

Методические указания. Дети должны внимательно слушать воспитателя, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?».

Звук з'.

Артикуляция звука

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении з' (з мягкого) такое же, как и при произнесении з (з твердого) (только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу), поэтому I этап работы не проводится.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука з' или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук з' и различать на слух звуки з и з'.

Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук з и различать звуки с и с’.

Подготовительная работа. Подготовить раздаточный материал: картинки с изображением большого комара и маленького комарика.

Игра «Угадай, какой комар звенит»

Краткое описание

Воспитатель вспоминает с детьми, как сердито звенел большой комар: з-з-з. Потом показывает картинку с маленьким комариком и говорит, что он звенит ласково, мягко: зьзьзь. Дети повторяют звукоподражания.

Затем педагог раздает всем по 2 картинки. На одной изображен большой комар, на другой — маленький. Воспитатель попеременно подражает то сердитому звону большого комара, то мягкому — маленького. Дети должны показывать соответствующие картинки.

Методические указания. Воспитатель должен произносить звуки з и з' длительно, фиксируя внимание детей на том, что песенка большого комара сердитая, твердая, а маленького комарика — ласковая, мягкая.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука з’ в словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука з’.

Подготовительная работа. Подобрать парные картинки (по количеству детей в группе), например: земляника, зебра, зеркало, зефир, газета, магазин, озеро, обезьяна, корзина, гвоздика, узел, козел, гвозди, резинка и др. Звук з' не должен стоять перед глухими согласными или в конце слова, так как в этих положениях он оглушается и произносится как с’ например: князь, лезть. Кроме того, при подборе материала надо помнить, что з перед мягкими д, л, н произносится мягко, например: гвозди, козлик, кузнечик.

Игра «Назови картинку»

Краткое описание

Воспитатель часть картинок кладет на свой стол рисунками вниз, остальные раздает детям. Вызванный ребенок берет картинку, громко, четко ее называет. Тот, у кого имеется парная картинка, должен выйти к столу педагога и назвать ее. Затем оба ребенка отдают свои картинки воспитателю. Так разбираются все картинки.

Методические указания. Добиваться, чтобы при назывании картинок дети произносили звук з’ более четко, чем остальные звуки. Обратить их внимание на то, что во всех словах — названиях картинок мы произносим звук з мягко, ласково.

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука з' в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' во фразовой речи.

Подготовительная работа. Приготовить красивую резиновую куклу в зеленом платье, с зелеными ленточками в косичках и предметные картинки, использованные в предыдущей игре.

Игра «Подарки кукле Зине»

Краткое описание

Воспитатель вносит нарядную резиновую куклу, рассказывает: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. И ножки у Зины резиновые, и ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый. Как зовут куклу?.. Где ее купили?.. Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?..» Дети отвечают.

Воспитатель продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». («Возьми, Зина, изюм».) Дети по очереди угощают Зину изюмом. Потом воспитатель предлагает сделать Зине подарки. На столе стопкой лежат картинки (рисунками вниз). Вызванные дети берут по одной картинке и говорят: «Я дарю Зине землянику» и т. д.

Методические указания. Воспитатель должен четко произносить звук з'. Дети должны давать полный ответ, так же четко произносить звук з', но не выделять его.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков з и з'

К нам зайдет Новый год,

Зеленая музыка где-то звучит.

Заведет хоровод,

Зеленый кузнечик в зеленой стране

Зазвенят голоса,

Играет зеленую песенку мне.

Засверкают глаза.

Зайке холодно зимой.

Захар змея запускает,

Зайке голодно зимой.

Зоя с зайкою играет,

Зубки зайкины стучат,

Зина в лес пошла,

Так капустки хотят.

Землянику нашла.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок, я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит.

Здравствуй, праздник новогодний,

Зоя — зайкина хозяйка.

Праздник елки и зимы!

Спит в тазу у Зои зайка.

Всех друзей своих сегодня

Позовем на елку мы.

Ползун ползетиголки везет (Ежик)

Зеленая береза

Стоит в лесу.

Вот веселая затея —

Зоя под березой

Запускать на нитке змея.

Поймала стрекозу.

Зажглась зеленая звезда...

Идет коза, коза-дереза,

Запустим звездолет туда!

За-за-за, за-за-за.

Злые глаза у козы-дерезы,

Зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Козлята идут вместе с козой,

Зой-зой-зой, зой-зой-зой.

Зоя ведет козлят и козу,

Зу-зу-зу, зу-зу-зу.

Звук ц

Описание правильной артикуляции звука см. в разделе «Характеристика звуков с, с, з, з, ц и их артикуляция»

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ц или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться правильного произношения изолированного звука ц.

Предшествующая работа. Отработаны звуки т и с, лежащие в основе звука ц.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук ц, чтобы вовремя и правильно помочь каждому ребенку.

Упражнение «Тихо, тихо»

Краткое описание

Дети сидят на стульях полукругом. Каждый держит на руках куклу или мишку. Воспитатель говорит: «Дети, наши ребятки расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо-тихо: «ц-ц-ц...» Дети грозят куклам пальцем и говорят: «ц-ц-ц...» Заметив, кто из детей произносит звук ц неправильно или тихо, воспитатель говорит: «Все куклы у нас успокоились, а у Вали кукла шалит. Успокой, Валя, свою куклу».

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук ц, необходимо следить за правильным положением их губ, языка, наличием воздушной струи. Если у ребенка звук ц не получается, надо предложить ему многократно слитно произносить звуки тс, все убыстряя темп, пока не послышится звук ц.

Примечание. I этап не проводится, так как ранее были отработаны звуки т и с, однотипные по артикуляции со звуком ц.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение правильного произношения звука ц в словах. Развитие фонематического слуха.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука ц.

Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых имеется звук ц в начале, середине и конце слова, например: цапля, цыпленок, пуговицы, птица, заяц, цветок, цепь, блюдце и др.

Игра «Разведчики»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям предметы, игрушки. Они называют их. Дети, назначенные разведчиками, выходят из комнаты. Воспитатель вместе с оставшимися детьми раскладывает предметы в разных местах комнаты. Разведчики, возвратившись, разыскивают предметы, показывают, называют. Затем разведчиками становятся другие дети и раскладываются новые предметы.

Методические указания. Называя предметы, дети должны четко произносить звук ц, но не тянуть его, а то будет слышаться звук с. Необходимо помнить, что звук ц произносится всегда твердо, поэтому после ц звук и произносится как ы: цирк, мотоцикл.

IV этап работы (проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука ц в речи, развитие речевого дыхания.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ц и в словах.

Подготовительная работа. Подготовить предметы, в названии которых имеется звук ц, и продумать, кому и для чего они нужны.

Игра «Что кому?»

Краткое описание

Воспитатель раскладывает на столе предметы. «Сейчас, дети, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая детеи по очереди, он говорит: «Дедушке для часов подарили...» («Цепочку».) Или: «Портнихе для работы нужны...» («Ножницы».) Ребенок называет подходящий предмет и показывает его.

Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы ребенок давал полный ответ, четко произнося звук ц. На один и тот же вопрос могут ответить 3—4 человека.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука ц

Цып, цып, цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Забрели к нам в детский сад

Тем не дам водицы.

Двенадцать маленьких цыплят,

Вот бегут цыплятки,

Привела их с улицы

Не боятся Натки.

Беленькая курица.

Возле кадки блюдца.

Миленькая курица,

Все они напьются.

Ты забыла улицу.

Это детский сад,

В цветнике две овцы

Но не для цыплят.

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Цапля стоит на крыльце,

Киска ест из блюдца

Объясняет букву «ц»:

Из цветов, наконец,

Подойди, цыпленок Цып,

Прогоните овец!

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

Любовалась цыплятками курица

Что ни цыпленок — то умница!

Молодец, удалец,

Курица волнуется,

Очень ценный птенец!

Не пугайте курицу.

Полон хлевец белых овец. (Зубы.)

Крыльев нет,

Гололедица

Но эта птицаПолетит

Не идется и не едется,

И — прилунится. (Ракета.)

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается,

Два братца

Почему ж никто

в воду глядятся,

Не радуется?

век не сойдутся. (Берега.)

Примечание. В конце слова сочетание тся произносился как ца.

Вопросы и задания

Чем характеризуется речь детей в возрасте от четырех до пяти лет?

На что в первую очередь должен обратить внимание воспитатель приобследовании речи детей в возрасте от четырех до пяти лет?

На что в средней группе направлена работа по формированию правильного произношения?

Покажите преемственность в работе над звуками т — д, с — с' — з —з'-ц.

Какова преемственность в работе по развитию слухового внимания и речевого слуха в первой и второй младших группах и средней?

Какова преемственность в работе по развитию речевого дыхания в первой и второй младших группах и средней?

Какова преемственность в работе по развитию голоса в первой и второй младших группах и средней?

Подберите материал для занятия по звуку н.

Разработайте занятия по звукам г, х.

В старшей группе продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения.

Специальные игры для развития речевого дыхания и речевого слуха с детьми пяти-шести лет уже не проводят. Все большее внимание произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на всех занятиях по родному языку. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, воспитатель обращает внимание на слитную, плавную речь ребенка, которая невозможна без хорошо развитого речевого дыхания; на выразительность речи, которая достигается с помощью интонационных средств: повышения и понижения голоса во фразе, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения звуковой окраски голоса, вследствие чего речь приобретает различные эмоционально-экспрессивные оттенки (грустный, веселый и др.). Все эти требования к речи детей можно предъявлять в том случае, если в результате работы, которая проводилась в предыдущих группах, у ребенка достаточно развиты речевой слух, речевое дыхание, умение пользоваться голосом. На данном этапе продолжается работа и по развитию фонематического слуха: дети учатся различать звонкие и глухие звуки (ш — ж), твердые и мягкие (л — л’ р — р'). Обычно уже к пяти годам многие правильно произносят все звуки родного языка. Однако работа по усвоению фонематической системы русского языка продолжается. Отрабатываются следующие звуки: j, ш, ж, ч, щ, л, л’ р, р’ — и йотированные гласные (т. е. гласные, имеющие перед собой звук j: jа, jэ, jо, jу.

В первой и второй младших группах, а также в средней проводилась большая работа по развитию движений органов артикуляционного аппарата, поэтому в старшей группе при работе над вышеперечисленными звуками мы опускаем I этап работы, цель которого — уточнить движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения данного звука. Работа над всеми звуками в старшей группе начинается со II этапа — уточнения правильного произнесения данного звука. Но на разные звуки в зависимости от сложности их усвоения, подготовленности детей работу проводят по-разному. Так, на йотированные гласные я, ю, е проводят 2 этапа работы — II и III:

- уточнение произношения гласного;

- закрепление произношения гласного.

На j и ё проводится только один этап работы, на котором одновременно идет и уточнение произношения, и закрепление.

На звуки ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р' проводятся II, III и IV этапы работы:

- вызывание и уточнение произношения данногозвука;

- закрепление произношения звука в словах;

- закрепление произношения звука во фразовой речи.

Чтобы помочь ребенку закрепить звук в словах и во фразовой речи, воспитатель использует специально подобранные стихотворения, загадки, скороговорки.

Каждый этап работы проводят один раз в неделю в течение всего года.

Наши рекомендации