Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
-наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности.
Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые формы, методы и приемы педагогической деятельности педагогов и воспитанников.
Педагогика как наука выполняет три основные функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую.
Общетеоретическая функцияпедагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса, изучении педагогического наследия, определении состояния педагогических явлений.
Прогностическая функцияпедагогики заключается в обосновании предвидения развития педагогической реальности.
Технологическая функцияпедагогики состоит в том, чтобы на основе новых знаний совершенствовать педагогическую практику, разрабатывать методический материал, внедрять новые методы, формы, средства обучения и воспитания.
Основными задачами педагогической науки являются:
-вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение результатов исследования к практику.
Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.
Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:
· описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе;
· исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;
· аксплоративные исследования (открывают новые процессы).
В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты:
· частные (специальные)
· комплексные.
Основой научного исследования являются следующие положения:
· объективность рассмотрения явления;
· необходимость рассмотрения фактов относительно других;
· важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т. д. в развитии;
· необходимость поиска внутренних противоречий;
· рассмотрение явлений как единство противоположностей;
· соединение анализа и синтеза.
Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.
· 1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.
· 2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
· 3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.
· 4 этап. Оформление результатов научного исследования.
· 5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы
Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области:
· Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п.
· На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2).
· Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.
· Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.
3. Педагогический процесс является целостным процессом
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.