Возрастная анатомия и физиология
1. Понятие об онтогенезе, его периодизация. Закономерности роста и развития детского организма. Роль наследственности и средовых факторов в их проявлении. Критические и сенситивные периоды развития. Возрастная периодизация.
2. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Морфофункциональные показатели биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
3. Морфофункциональные особенности скелета и мышечной системы в различные периоды онтогенеза. Влияние физической нагрузки на правильное развитие и формирование опорно-двигательного аппарата ребенка. Роль движений в психическом развитии ребенка.
4. Возрастные морфофункциональные изменения сердечно-сосудистой системы. Показатели работы ССС у детей разных возрастных групп. Нейрогуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы.
5. Морфологическое и функциональное становление эндокринной системы в онтогенезе. Эндокринный контроль роста ребенка. Половое развитие детей и подростков. Гигиена полового воспитания детей.
6. Лимфоидная (иммунная) система, ее формирование в онтогенезе. Система неспецифического иммунитета ребенка. Формирование системы специфического иммунитета у детей.
7. Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Физические нормы потребности детского организма в белках, жирах, углеводах и витаминах. Особенности терморегуляции у детей и подростков.
8. Общие принципы строения, свойства и функции анализаторов. Особенности развития и становления сенсорных систем а онтогенезе. Их роль в развитие ребенка.
9. Онтогенез нервной системы. Развитие головного мозга в онтогенезе. Локализация психических функций к коре больших полушарий.
10. Координация нервных процессов у детей и подростков. Ее совершенствование в процессе онтогенеза.
11. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Возрожденные и приобретенные формы поведения. Типы ВНД. Качественные особенности ВНД человека. Формирование ВНД ребенка. Роль генотипа и воспитания в формировании типологических особенностей ВНД детей.
12. Нейрофизиологические основы поведения человека. Потребности и мотивации, их физиологическая природа. Потребности и мотивации детей и подростков.
13. Современные представления о физиологических механизмах внимания. Особенности внимания у детей разных возрастных групп. Принцип доминанты.
14. Физиологические механизмы памяти. Классификация видов памяти. Развитие внимания и памяти у детей.
15. Развитие речи в постнатальном онтогенезе. Центры речи в коре больших полушарий. Виды афазий. Пластичность речевой функции в детском возрасте.
16. Оценка физического развития детей и подростков на основе соматометрических показателей.
17. Определение латентных периодов сенсомоторной и технической реакций ребенка.
18. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
- Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 376 с.
- Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. мед учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 528 с.
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие для студ. пед. институтов, - М.: Провещение, 1990. - 319 с.
дополнительная:
- Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.
- Балуева В.А., Полеткина И.И. Анатомия в тестах, схемах, рисунках: Учеб.пособие. — Ч.1. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. - 84 с.
- Балуева В.А. Координационные и интегративные процессы в центральной нервной системе и их возрастные особенности: Учебное пособие. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. - 92 с.
- Вайнбаум Я.С. Коваль В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.
- Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. средн. и высш. учеб заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов. - М: СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с.
- Полеткина И.И. Возрастные морфофункциональные изменения органов дыхания: Учеб пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2001. - 20 с.
- Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека: Учеб пособие. - 4-е изд. - М: Издательский дом ОНИКС: Альянс-В, 2000. - 320 с.
- Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие. - 5-е изд. - В 3 томах. - М.: «Медицина», 1978.
- Смирнов B.C., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе: Учеб. пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
- Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с.
- Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Требования к профессиональной подготовленности специалиста…………3
2.Теоретико-методологический раздел………………………………………… 5
2.1. Психологические проблемы …………. ………………………………… 5
2.2. Педагогические проблемы…….. ………………………………………….7
3. Методико-практический раздел…………………………………………….. 9
4.Медико-биологический раздел …………………………………………… .12
4.1. Клиническая психология и психология болезни и инвалидности… 12
4.2 . Возрастная анатомия и физиология…………………………………….13