Тема 4. Психология личности. Общее и индивидуальное в человеке
1. Понятие личности в психологической науке. Человек –
индивид – личность – индивидуальность. Соотношение
социального и биологического в человеке.
2. Психологическая структура личности.
3. Общее и индивидуальное в человеке.
Ключевые понятия
Личность, индивид, индивидуальность, интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная подструктуры личности, темперамент, характер, способности и задатки, направленность личности.
Контрольные вопросы
· Понятие о личности и ее определение.
· Структура личности в психологии.
· Соотношение объема и содержания понятий «индивид-индивидуальность-личность».
· Назовите основные теории личности.
· Что представляет собой направленность личности?
· Каковы особенности личности, определяемые темпераментом человека?
· Что такое характер человека?
· Дайте определение способностей человека.
· Раскройте соотношение и связь задатков человека и его
способностей.
· Общее и индивидуальное в человеке.
· «Я - концепция» в психологии личности.
Проблемные вопросы
1. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения и определить своё отношение к спору.
К. Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной ориентацией обладают одинаковыми умственными способностями». Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?».
2. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами из истории, науки, литературы, политики.
3. По мысли выдающегося философа И.Канта, «сказать о человеке, просто что у него есть характер, – значит не только сказать о нём очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление». Прокомментируйте данное высказывание.
4. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами из истории, литературы, политики.
5. А.Н. Леонтьев охарактеризовал проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», и расценивал её в целом как «нерешённую, ускользающую от научно-психологического анализа». Прокомментируйте высказывание отечественного психолога.
6. Какова роль «Я-концепции» в жизни и профессиональной деятельности современного специалиста? Ответ аргументируйте.
Тема 5 . Современные психологические теории личности
1. Зарубежные психологические теории: общая характеристика, представители, основные идеи.
2. Отечественные психологические теории: общая характеристика, представители, основные идеи.
Ключевые понятия
Психоанализ, защитные механизмы, индивидуальная психология, аналитическая психология, гуманистический психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, теории культурно-исторического развития, деятельностный подход.
Контрольные вопросы
· Представьте основные зарубежные психологические направления.
· Классификация современных теорий личности в отечественной психологии.
· Общая характеристика и основные тезисы классического психоанализа З.Фрейда.
· Каковы основные тезисы индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.-Г.Юнга, гуманистического психоанализа Э.Фромма?
· Бихевиоризм и необихевиоризм: основные научные тезисы и общая характеристика.
· Гуманистическая психология А.Маслоу.
· Общая характеристика и основные тезисы теории культурно-исторического развития Л.С.Выготского.
· Основные тезисы теории А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.
Проблемные вопросы
Составьте обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям:
· наследственность – социум;
· рациональность – иррациональность;
· изменяемость – неизменность
· субъективность – объективность;
· целостность – делимость;
· познаваемость – непознаваемость;
· внутренняя – внешняя обусловленность.
В анализе используйте тезисы З.Фрейда, Дж.Уотсона, А.Маслоу, Л.С.Выготского.
Тема 6. Эмоционально-волевая регуляция личности
1. Понятие о чувствах и эмоциях. Основные функции, формы чувств.
2. Понятие воли в психологии. Основные характеристики воли.
3. Стресс: определение и характеристика.
Ключевые понятия
Эмоции, чувства, аффект, эстетические чувства, интеллектуальные чувства, воля, сила воли, решительность, выдержка, локус контроля, стресс, стрессоустойчивость личности.
Контрольные вопросы
· Определение и характеристика эмоций и чувств.
· Характеристика аффекта.
· Стресс, характеристика стресса, его причины, стадии.
· Как коррелируют стресс и пол?
· Определите уровень стрессоустойчивости личности. Каковы методы психологической саморегуляции и разгрузки?
· Воля: определение, характеристика.
· Каковы признаки волевого акта?
· Возможно ли развитие воли? Какими методами и приемами возможно наиболее эффективное развитие воли?
Проблемные вопросы
1. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. Понаблюдайте за собой и установите, умеете ли вы владеть собой во время работы на семинарских и практических занятиях, на зачёте, экзамене, при выполнении трудных и нестандартных заданий и является ли выдержка привычной для вас или требует больших усилий?
2. Прочтите приведенный ниже отрывок из пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?
Раневская и Гаев, герои пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… Вишнёвый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишнёвый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет всё, как я желаю! Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада! За всё могу заплатить!».
2. Определите чувства в следующих высказываниях (свой ответ аргументируйте):
А. «Староста группы был совершенно подавлен тем, что однокурсники назвали его» предателем; так как он сообщил куратору группы о проступке одного из студентов группы».
Б. «После долгих и кропотливых усилий студенту удалось справиться с трудным заданием, что привело его в состояние восторга».
В. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П.И.Чайковского).
3. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в его правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях личности это говорит?
Тема 7. Психологическое содержание и методы установления межличностных отношений
1. Общение: общая характеристика, особенности и методы установления эффективных отношений.
2. Психологические барьеры и конфликты в общении.
Ключевые понятия
Общение, коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения, психологические барьеры, методы установления эффективного общения, конфликт.
Контрольные вопросы
· Определите роль общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
· Каковы основные функции общения?
· В чем отличия межличностного общения и массовой коммуникации?
· Какова структура общения?
· Обозначьте формы общения. Приведите примеры.
· Выберите из предложенных определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность социально-психологического явления, составляющего научное содержание понятия «общение»:
А. «Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие».(Р.С.Немов)
Б. «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». (Психологический словарь)
В. «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, действиями, восприятие и понимание партнера». (Краткий психологический словарь)
Г. «Общение – взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью». (В.М.Шепель)
· Какова роль коммуникации в конфликтном взаимодействии?
· Определите функции общения в конфликте.
· Охарактеризуйте коммуникационные «барьеры».
Проблемные вопросы
1. Являются ли общением следующие примеры:
А. Дюжина бурлаков молча тянут баржу.
Б. Мать укачивает младенца.
В. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает вопросов, не подает реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – трудно сказать.
2. Место и роль общения в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.
3.Сформулируйте правила бесконфликтного поведения. Обоснуйте роль эффективной коммуникации в профессиональной деятельности современного специалиста.
В современном мире, насыщенном различными техническими средствами коммуникации от мобильных телефонов, видеоконференций и World Wide Web, казалось бы, должна быть решена коммуникационная проблема. На самом деле новейшая техника лишь обеспечивает нас новыми оперативными и портативными каналами связи, но качество осуществляемой с их помощью коммуникации продолжает определяться людьми, находящимися на обоих концах канала. А как известно, коммуникационные неудачи затратны, и затраты эти определяются не просто временем и ресурсами, а и неприятными последствиями для того, кто получил искаженную информацию. Данная тема поможет приобрести практические навыки беспрепятственного прохождения неискажённых сообщений и преодоления коммуникационных барьеров.
Целевая установка: закрепить знания по проблеме межличностных отношений и методам их установления в процессе общения и совместной деятельности; формировать навыки и умения установления желательных межличностных отношений и преодоления основных психологических барьеров в этих отношениях.
1. Подготовка к занятию:
· изучить рекомендуемую литературу по проблеме психологического содержания межличностных отношений и общения;
· знать основные методы установления межличностных отношений
и психологические барьеры, возникающие в ходе их
установления, а также пути их преодоления.
2. Ход занятия:
· дискуссия по теоретическим проблемам психологии межличностных отношений и общения;
· практическое проведение фрагмента тренинга по методике «взаимного интервью».
Комментарий к взаимному интервью
Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – трудная задача. Однако вы уже достаточно долго знакомы друг с другом и можете откровенно и искренно отвечать на вопросы.
Каждый из вас приготовил по несколько вопросов друг другу, каждый готов ответить другому на вопросы, дать интервью.
Основное правило этого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше понять себя, так как вопросы будут касаться и особенностей вашего характера, привычек, интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Важно помнить , что в значительной степени наша способность понять партнера зависит от точности задаваемых нами вопросов. Полезно прочувствовать возможности и ограничения двух типов вопросов – открытых и закрытых.
Закрытые вопросы – это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.
Пример: -- Ты владеешь китайским языком?
--Нет.
--Твой адрес?
-- Улица Панкратова, дом 7.
Открытые вопросы – это вопросы, требующие развернутого ответа. Как правило, они начинаются со слов: почему, каким образом, зачем и т. п.
Пример: --Что ты подумал, когда впервые увидел нашу группу?
-- Каким ты видишь свое будущее через пять лет?
Итак, каждый из вас – очень интересный человек. Кто готов первым давать интервью?
3. Подведение итогов занятия.