Классификация или типология?
Общим недостатком необычных уроков является отсутствие классификаций, помогающих учителю разобраться в сущности этого явления. То, что оно состоялось, а не продолжает оставаться научной абстракцией, подтверждается возрастающим вниманием учителей к необычным урокам. Их стало настолько много, что потребовалось обращение к классификации.
Классификация,т.е. распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходиться выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества информации. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков - огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания.
Такой «выбор» приводит ксущественным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса:
Стихийность и бессистемность использования.
Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из практики высшей школы и поэтому сравнительно полно обоснованные. Но эта система применяется главным образом в старших классах и не включает ряда новых форм уроков.
2. Отсутствие прогноза положительных изменений- роста качества знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся.
Не все учителя могут определить главную идею урока, его развивающие возможности.
3. Преобладание репродуктивных технологий обучения:внимание обращается преимущественно на форму организации учебного процесса, ане на его содержание.
Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности.
4. Перегрузка некоторых уроков учебным материалом,нередко фактологическим.
Особенно это относится кинтегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам Уроков. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна.
Непривычные формы используются немотивированно как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты семинары, решение кроссвордов и др.). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.
Классификаций обычных методов и уроков - великое множество. Но это - известные, традиционные классифи кации. Что касается не совсем обычных - то попытки классификации имеются, но при этом используется традицион ная типология урока, дополненная их нестандартными формами. Типология- это распределение по типам, т.е по различным образцам чего-либо, а не по основаниям.
В учебном пособии И.П. Подласого «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислен но 36), в том числе уроки деловые игры, уроки-игры, уроки ролевые игры, уроки-игры «Поле чудес» и т.д. Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа, во всяком случае, близки друг другу.
В другой классификации, которую предлагает В.А. Щенев1, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами.
Типы уроков
Уроки формирования новых знаний | Уроки обучения умениям и навыкам | Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений. | Уроки проверки и учета знаний и , умений |
Уроки лекции- онной формы. Уроки-экспе- диции (путе- шествия). Уроки-исследо- вания. Уроки-инсце- нировки. Учебные кон- ференции, («пресс-конфе- ренции»). Интегрирован- ные | Практикумы практических работ. Сочинения. Уроки-диалоги. Уроки с роле- вой, деловой игрой | Семинары вне- классного чтения Повторительно- обобщающие. Диспуты игровые: КВН. «Что? Где? Когда?» «Поле чудес», «Счастливый случай». Интегрированные театрализован- ные (урок-суд) Уроки-консуль- тации. Уроки- конкурсы. Уроки-соревнования | Зачетные викторины. Конкурсы. Смотр зна- ний. Защита творческих работ, про- ектов, твор ческие от- четы. |
"Классическая" типология по основным дидактическим целямисходит не только из планируемых результатов обучения, но и стадий процесса учебного познания (усвоение нового материала - формирование новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов).
Разработка теории проблемного обучения привела кделению уроков на проблемные и непроблемные.В такой классификации зафиксирован характер познавательной деятельности учащихся. В то же время эта классификация относится преимущественно к урокам изучения нового материала.
В зависимости от планируемых целейотдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки-исследования. Так, на интегрированных уроках учащиеся могут усваивать новые знания по разным учебным предметам, их нередко ведут два-три учителя. Однако если они проводятся на известном учащимся материале, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения.То же можно сказать и об уроках-путешествиях, экспедициях.
Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это - уроки получения новых знаний,а если учитель распределяет роли учащихся по географическим "специальностям", выделяя геоморфологов, климатологов, гидрологов и др., учит описывать компоненты природы, то это скорее уроки формирования новых знаний и умений.Возможно включение подобных Уроков и в группу комбинированных.
______________________
1 Щенев В.А. Классификация уроков географии нетрадицион ной формы // География в школе. 1999. № 2. с. 33-35.
Особенно сложно классифицировать уроки игровой, формы.Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования).
Активно разрабатываются классификации нетрадиционных уроков по отдельным предметам:географии, истории, русскому языку и литературе и т.д.
Н.В. Короткова 1 предлагает новую классификацию форм учебных занятий для уроков истории, в основе которой - различные виды учебной деятельности:
• игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем распределение ролей);
• игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);
• игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).
На основе дискуссионной деятельности:
- семинары (индивидуальная работа);
- структурированные дискуссии (групповая работа);
- проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).
На основе исследовательской деятельности:
- практические занятия (коллективная деятельность
класса);
- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
- исследовательские уроки (индивидуальная работа).
Приоритетным направлением развития современной методики преподавания истории являются «активные» формы работы учащихся с разноплановыми историческими источниками.
Методике проведения нетрадиционных уроков по физике посвящена замечательная книга "Урок физики всовременной школе"2, в основе которой - общие идеи разработки систем уроков, описания уроков новых типов, отдельных творческих приемов обучения и организации работы учащихся на уроке.
По мнению авторов, которое мы разделяем, возникновение этих уроков совпало с возникновением новых детских потребностей, создало необходимый дидактический фон для их проявления.
Стремление к гласности выразилось в уроках типа "Общественный смотр знаний"и "Пресс-конференция".Тяга к размышлениям, дискуссиям испорам, в ходе которых только иможет быть доказана правота какой-либо точки зрения - в уроках-диспутах.Потребность винициативе, творчески мыслящих людях иусловиях для их проявления - в уроках, строящихся на детской инициативе, в уроках изобретательства и сочинительства, творческих выставках и отчетах.
Четкое осознание важности делового партнерства, творческого содружества и умения их вести, к которому мы еще слабо приучены - представлены в уроках с использованием групповых форм работы.Потребность уважать дело, уметь его квалифицированно выполнить и
_________________________
1 Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков! к курсу отечественной и зарубежной истории XX века (11 класс): Пособие для учителей - М.: ЦГО "Гуманитарное образование в России", 1999.-127 с.
2 Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Книга для учителя. Составитель Э.М. Браверман; Под ред. в Г. Разумовского - М.: "Просвещение", 1993.С.268-269 .
судить о человеке по его конкретным свершениям (а не только по словам) - в организации уроков ролевых игр.
Поворот общества к человеку, его внутреннему миру, стремлениям, потребностям - в уроках-консультациях и уроках с дидактическими играми,столь хорошо согласующимися с особенностями натуры подростка, а также в использовании на уроках разнообразных приемов, учитывающих психологию ученика. Потребность людей в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов -в тех видах организации учебных работ на уроке, где широко используется взаимопомощь учащихся (уроки взаимообучения новому материалу в микрогруппах - «экипажах», деятельность на уроке «скорой помощи», учеников -консультантов и «референтов»).
Один из эффективных способов подготовки необычного урока - «разборка» его на детали, чтобы стали видны и | понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. • Но прежде чем разбирать, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное. В связи с этим требуется умение учителя «выделять основное». Это необходимо I для того, чтобы все второстепенное подчинить главному, чтобы не распыляться по мелочам, расходуя на них драгоценное время.
Классификация,т.е. распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходиться выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества информации.
Предложенные здесь основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах. Вполне естественно, что ни то, ни другое, ни третье не является исчерпывающим и окончательным. С другой стороны, предоставляемый «зазор» творчества тоже ограничен.
Представим различия наглядно, сравнивая основные компоненты традиционного, не совсем обычного и совсем необычного уроков:
Элементы | Традиционный урок | Не совсем обычный урок | Совсем необычный урок | ||||
Концептуальная основа | Прямая трансляция знаний с опорой на полное подчи- нение ученика инициативе учителя. Взаимодействие на уровне однозначной реак- ции учеников на обучающие действия учителя. Ориента- ция на низкий уровень са- мостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие условий для развития творческого мышления. | Трансляция знаний с опорой на развитие познавательного инте- реса. Ведущая инициатива учи- теля организует учебную актив- ность учеников. Взаимодействие на уровне различных реакций учеников в рамках заданных требований. Введение новых форм деятельности, ориентация на самостоятельность, закладка оснований для формирования творческого мышления. | Опосредованная трансляция зна- ний с опорой на развитие позна- вательной активности. Взаимо- действие на уровне неоднознач- ных реакций учеников на иссле- довательскую и творческую дея- тельность, организованную учи- телем. Разнообразие форм дея- тельности, начальный уровень самостоятельности, развитие ос- нований творческого мышления. | ||||
Цели | Формирование знаний, уме- ний и навыков, жестко алго- ритмизированное (задан- ное) мышление. | Формирование познавательного интереса на основе изменения способов организации изучаемых знаний, гибко алгоритмизирован- ное мышление. | Развитие познавательной актив- ности на основе поисковой дея- тельности, частично алгоритми- зированное (условно творческое) мышление. | ||||
Содержание учебного мате- риала | Максимальный объем сис- тематизированных и дос- тупных знаний строго соот- ветствует содержанию учеб- ного предмета. Фактологи- ческий характер информа- | Начало перехода к уменьшению объема знаний, обращение к их основам. Выход за рамки содер- жания одного предмета (инте- грация знаний). Привнесение в содержание элементов проблем- | Сокращение объема знаний, об- ращение к частично преобразо- ванному содержанию изучаемого материала с ориентацией на от- крытие, размышление, осмысле- ние, самореализацию личности. | ||||
ции. Усвоение знаний со- средоточено на одном предмете, они точные и пол- ные, но однозначны, закры- ты, линейны, полностью не зависят от ученика, в основ- ном требуют работы памяти | ности, альтернативности, пара- доксальности. Усвоение зависит не только от памяти, но и от во- ображения, умственных действий учащихся, развиваемых в про- цессе частичного дополнения учителем содержания. | Усвоение в большей степени за- висит от включения учеников в коллективную игровую мыследея- тельность с содержанием знаний, чем от запоминания необходимых знаний. | |||||
Характер и ме- тоды учебной деятельности | Информационно-репродук- тивный: изучение готовых знаний, обучение по образ- цу, индуктивная логика от части к целому, механиче- ское запоминание, вербаль- ное изложение, репродуци- рованное воспроизведение; монологи учителя и учеников, катехизисный (с заданными «правильными» отве- тами) диалог. Опора на внешние стимулы мотива- ции познавательной дея- тельности. | Информационно-развивающий: изучение знаний, требующих изобретательности, размышле- ния, актуализирующей деятель- ности в процессе организации учителем игры, состязания. Ме- тоды: «прямого доступа», дедук- тивной (от общего к частному) логики, вербализации (словесного оформления) устанавливаемых учениками взаимосвязей, закономерностей; воспроизведе- ние по аналогии, стимулирова- ния интереса и мотивации учеб- ной деятельности учащихся. Интерактивный диалог «ученик- учитель». | Проблемно-поисковый: изучение знаний, требующих исследования, «открытия заново», проектиро- вочных умений, навыков взаимо- обучения - не только учителя, но и учеников Методы: совместного проектирования, коллективного взаимодействия, оценочно-дискуссионной, рефлексивной деятельности. Опора на более ос- жательные «точки опоры» в со- держании изучаемого материала, приближение к стимулированию мотивации личностного самораз- вития. Интерактивный диалог «ученик-ученик». | ||||
Деятельность учителя по управлению усвоением ма- териала | Учитель определяет цели урока, планирует деятель- ность учащихся, осуществля- ет итоговый анализ и оцени- вание деятельности школь- ников. Инициатива у учите- ля, управление и контроль в его руках. | Переход к совместной работе учителя иучащегося в областях целеполагания, планирования, анализа и оценивания результа- тов при ведущей деятельности учителя. Переход учителя к функции координатора, приори- тет стимулирующей деятельности учителя. | Совместная деятельность учите- ля и учеников по целеполаганию, проектированию и т.д. при услов- но ведущей инициативе учителя. Учитель - координатор, консуль- тант учебного процесса. Приори- тет «незаметного» управления. | ||||
Формы учебного процесса | Урок сообщения новых зна- ний, закрепления, проверки; лекция, лабораторное заня- тие, семинар, практическое занятие, итоговое собесе- дование. | Уроки с измененными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие заня- тия, с игровой состязательной основой, уроки, предусматри- вающие трансформацию стандартных способов организации. | Уроки, основанные на оригиналь- ной организации, уроки по анало- гии сорганизованными события- ми, уроки по аналогии сизвест- ными формами и методами дея- тельности | ||||
Диагностика учебного про- цесса | Использование критерия количественной пятибалль- ной шкалы оценки знаний учащихся. Предсказуемость, контролируемость результатов обучения. Слабая обратная связь | Переход учителя к совместной оценочной деятельности. Ослаб- ление предсказуемости резуль- татов обучения. Усиление обрат- ной связи. | Совместная оценочная деятель- ность. Ослабление жесткого кон- троля учителя. Сильная обратная связь. Рефлексивная деятель- ность учителя и учащихся. | ||||
По нашему мнению, даже простое представление таких сложных понятий, как основания и цели, при сравнении с тем, где они проявляются - с формами, проясняет основное: зачем выделять это самое главное. Для этого надо обратить внимание на две особенности классификации. Первая - все цели направлены на учеников, но помогают учителю организовать непривычную учебную деятельность; вторая - некоторые формы как бы повторяют друг друга, но все они - разные, поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление.
В общей классификации необычные уроки занимают место между традиционными и личностно ориентированными,являясь как бы переходом от одной парадигмы к другой. В таком варианте они восполняют пробелы репродуктивного обучения: недостаточность дифференциации, мобильность структуры, формирования субъект, субъектных отношений за счет увеличения деятельности! учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки, изменение эмоционального фона урока, оценивание знаний учащихся на всех этапах урока и активное комментирование ответов и т.д. Соответственно, меняется и подготовительная работа к данному уроку, его методика и анализ. Это уже другой урок.
Как показывает практика, не совсем обычные уроки предполагают:
• использование коллективных способов работы:
обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. В процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску:
материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять, и запомнить;
• заинтересованное отношение к учебному материалу:
при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;
• активизация деятельности учащихся:
это уже не простые ученики, а активные участники учебного воспитательного процесса;
• овладение способами управления коллективной деятельностью:
уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
• становление новых отношений между учителем и учащимися:
учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. По-иному воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие всложный процесс обучения и воспитания. Этот момент повышает интерес учащихся к учебной деятельности, способствует совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму и творческому подходу к работе;
• оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе:
эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.1
___________________
1 Твердомед Г.В. Нетрадиционные формы работы // Специалист. 1999. N 1. С. 19-21.