Фиксация полученных данных
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МИНСК, 2002
Введение
Профориентация как система мероприятий по оказанию помощи молодому человеку, выбирающему профессию, и как психолого-педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся является важной составляющей учебно-воспитательной работы школы. Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной с формированием профессиональной направленности личности, адекватной самооценкой способностей, реалистичным уровнем притязаний, устойчивыми профессиональными намерениями и достаточной информированностью.
Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах; это один из главных компонентов социализации личности. Поэтому в школе необходимо проводить систематическую работу по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося. Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует профессиональному самоопределению личности.
Планомерное и долговременное изучение профессиональной направленности позволяет не только изучить, но и развить интересы и склонности каждого школьника. Полученная информация может быть использована для проведения с учащимися профориентационной работы по профессиональному просвещению и консультированию.
Рекомендуемая профкарта, которую, предлагается будут вести классные руководители на каждого ученика под руководством школьного психолога, позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося. Карта позволит выявить не определившихся учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следит за результативностью профконсультационного процесса.
Диагностика профессиональной направленности учащихся, их интересов и склонностей, наличия и обоснованности профессиональных планов в период обучения в 7-11 классах предлагается проводить с помощью опросников и анкет, широко апробированных и достаточно информационных.
Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи предлагает два варианта профкарты:
1. Бланковый вариант.
2.Компьютерный вариант, позволяющий значительно облегчить и ускорить процесс внедрения профкарты на каждого ученика, а также предлагающий профинструментарий для школьного психолога, который будет незаменим при проведении профконсультаций:
7 классДДО, Карта интересов (78 вопросов)
8 классОПГШ, Карта интересов (78 вопросов)
9 классОПГ, Карта интересов (144 вопрос), НИН, анкета для учащегося
10 классОПГ, Карта интересов (144 вопроса)
11 классОПГ, Карта интересов (174 вопроса), НИН, анкета для учащегося
Наиболее важную характеристику профессиональной направленности - склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности выявляют дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова и различные варианты опросника профессиональной готовности (ОПГ, ОПГШ) Л.Н.Кабардовой. Предлагаемые карты интересов дают возможность выявить познавательные и профессиональные интересы учащихся.
Девятые и одиннадцатые классы являются итоговыми в профессиональном самоопределении, принятии решения о выборе профессии. Для анализа профориентационной ситуации в это время предлагается дополнительно использовать методику "Направленность. Интересы. Намерения." (НИН), позволяющую оценить степень сформированности, обоснованности и устойчивости профессиональных намерений. Целесообразно классным руководителям (школьным психологам, социальным педагогам, профконсультантам) при обосновании профессионального выбора учащихся 9-х и 11-х классов провести в выпускных классах профориентационное анкетирование учащихся и их родителей по анкетам Приложений I-IV.
Использование рекомендуемых методик не требует специальной подготовки и может быть осуществлено классным руководителем самостоятельно или под руководством школьного психолога. Полученные результаты являются основанием для профориентационных рекомендаций, причем следует обращать больше внимания на устойчивость профессиональных намерений и их соответствие профессиональной направленности личности, а также на мотивацию профессионального выбора.
ФИКСАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.
Профориентационные карты заводятся на каждого учащегося и хранятся на правах личных дел учащегося в кабинете зам. директора по воспитательной работе. Контроль за ведением профориентационных карт и их хранением осуществляется зам. директора по воспитательной работе школы.
Профориентационная карта составлена таким образом, что для ее заполнения требуется минимальное количество времени, вся работа сводится к следующему:
I раздел: "Общие данные об ученике".
Заполняется самим учащимся под руководством классного руководителя в течении I полугодия учебного года.
II раздел: "Изучение профессиональной направленности личности учащегося".
Ответственный за заполнение - школьный психолог. Заполняется ежегодно по результатам диагностического исследования школьным психологом или классным руководителем под руководством школьного психолога.
Результаты во II раздел вносятся следующим образом:
Вписываются количественные результаты, полученные при использовании методик ДДО, ОПГШ, ОПГ.
Например, ДДО: Ч - Ч 5 ОПГШ:Ч-Ч 5 - 7 ОПГ: Ч-Ч 8 - 6 - 3
Ч - Т 7 Ч-Т 9 - 13 Ч-Т 18 - 17 - 16
Ч - З 6 Ч-З 7 - 10 Ч-З 15 - 8 - 12
ч - П 3 Ч-П 5 - 2 Ч-П 10 - 11 - 3
Ч - Х 0 Ч-Х 3 - 2 Ч-Х 8 - 7 - 4
2. По карте интересов (78, 144, 174 вопроса) записываются профессиональные интересы, по которым учащийся набрал наибольшее и наименьшее количество баллов.
Например: Биология и с/х +12
Военное дело +6
История и общественная деятельность +1
Математика -12
3. В случае выявленного у школьника рассогласования результатов диагностики профессиональной направленности и данных анкетирования продолжение психодиагностической работы осуществляется школьным психологом или профконсультантом, который может использовать наряду с анкетами (см. Приложения I-IV) и другие опросники из методического пособия "Профориентация в процессе профессионального самоопределения учащихся" - Минск: МГЦПОМ, 1998 или "Унифицированного банка психодиагностических методик" (МГЦЗН, МГЦПОМ).
ОБРАЗЕЦ
II. Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за заполнение - школьный психолог)
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | ||
1. ДДО (ОПГ) | ч-ч ч-т ч-з ч-п ч-х | ДДО 5 | ОПГШ 5-7 9-13 7-10 5-2 3-2 | ОПГ 8-6-3 18-17-16 15-8 -12 10-11-3 8-7-4 | ||
2. Карта интересов | КИ-78 тех. +6 мат.+5 воен. дело +1 педагог. -4 | КИ-78 тех. +5 э/техн. +4 мат. +4 мед. -2 | КИ-144 техн. +6 э/техн. +5 пед. -5 биол. -3 | |||
3. Другие методики | ОСТ (Русалов) ЭР-4 СЭР-3 СТ-6 П-2 Э-3 СП-4 СЭМ-10 Т-Э К-2 | Айзенк Э=8 Н=13 Л=3 | Голланд Р=8 И=4 С=2 К=4 П=6 А=3 |
III раздел: "Обращение в специализированные профориентационные службы".
Заполняется классным руководителем после посещения мероприятий, консультаций МГЦЗН, МГЦПОМ, ПТУ, ССУЗов, ВУЗов, Городского подросткового кабинета и других специализированных служб города ежегодно.
IV раздел: "Обоснованность профессионального выбора" (заполняется в 9 и 11 классах).
Ответственный за заполнение - школьный психолог.
1. Кем хочет быть - заполняется во втором полугодии учащимися выпускных классов.
2. Заключение мед. работника (противопоказания) - заполняется медсестрой школы. В случае необходимости вносятся рекомендации подросткового врача.
3. Рекомендации родителей - заполняется в случае их отсутствия попечителем ребенка.
4. Рекомендации классного руководителя (психолога, социального педагога, профконсультанта).
Следует учитывать, что изучение психологических особенностей личности учащегося предусматривает соблюдение этического требования - неразглашение информации посторонним лицам. Поэтому процедура заполнения, хранения и доведения до сведения учащихся результатов диагностики должна соответствовать этому требованию. Объяснение результатов анкетирования, диагностики профессиональной направленности личности и профориентационные рекомендации учащемуся должны проводиться в индивидуальном порядке с соблюдением норм педагогической этики.
Выпускники школы получают профориентационную карту на руки за подписью зам. директора по воспитательной работе. По требованию профориентационная карта предоставляется в Минский городской центр занятости при обращении выпускников для получения профессионального обучения.