II. Теория и методика воспитания
1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса, его особенности.
Движущие силы воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса (двусторонность и активность, длительность, концентризм в содержании работы, многофакторность, устремленность в будущее и др.)
Субъектно-объектный подход к воспитаннику в прессе воспитания. Особенности педагогики сотрудничества. Проблема цели в воспитательном процессе. Сущность и значение целей воспитания для педагогической теории и практики. Различные подходы к определению целей воспитания.
Базовая культура личности как условие развития человека и общества. Гуманистический взгляд на воспитание. Структура воспитательного процесса (подготовительный этап, этап организации и осуществления деятельности, этап анализа результатов).
Диагностика и прогнозирование в структуре воспитательного процесса. Функции диагностики: информационная, оценочная, корректирующая. Виды диагностики (начальная, текущая, обобщающая). Моделирование процесса воспитания в педагогической теории и практике.
Педагогические условия целостности воспитательного процесса.
2. Законы, принципы и правила воспитания. Характеристика основных принципов.
Законы воспитания как объективно существующие, повторяющиеся, необходимые связи в процессе воспитания, обуславливающие его развитие. Противоречия современного воспитательного процесса, пути их преодоления в деятельности педагога.
Понятия принципа и правила воспитания.
Принципы воспитания как руководящие идеи, в которых отражены особенности процесса воспитания. Функции принципов воспитания (оптимизация воспитания, научнообоснованная направленность воспитания, определение технологии воспитательного процесса, регуляция разрешения противоречий воспитания и др.). Принципы: взаимосвязи воспитания с общественными процессами, целенаправленности, целостности, непрерывности, воспитание в коллективе, опоры на положительное в личности воспитанника, дифференцированного подхода в воспитании. Характеристика принципов. Взаимосвязь принципов воспитания, их системный характер.
3.Методы воспитания в современной школе, их характеристика. Условие эффективного использования методов учителем.
Методы в структуре процесса воспитания. Характеристика метода как способа целенаправленной организации совместной деятельности участников этого процесса по достижению воспитательных целей. Прием воспитания. Средства воспитания как объекты материальной и духовной культуры, служащие развитию и формированию личности. Слово, образ, деятельность. Функции методов воспитания (формирование мотивации учения, поведения; удовлетворение потребностей воспитанников, формирование правильного отношения к окружающему; развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности и др.). классификация методов воспитания. Методы формирования сознания (убеждение, внушение, проблемная ситуация). Методы формирования поведения (инструктаж, упражнение, пример). Методы педагогического стимулирования (педагогическое требование, поощрение). Методы педагогической коррекции (критика, наказание, метод «взрыва»).
Характеристика методов. Их взаимодействие. Противоречия в применении методов воспитания в современной практике работы учителя. Пути их преодоления.
4.Воспитание личности в коллективе. Педагогическое руководство коллективом учащихся. Учения А.С. Макаренко о коллективе.
Развитие идей коллективного воспитания в трудах А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинского, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского. Понятие коллектива. Основные признаки и структура коллектива. Коллектив как фактор воспитания, стимулирующий развитие, создающий благоприятную педагогическую среду, включающий ребенка в активный процесс самосовершенствования. Взаимодействие процессов развития личности и коллектива. Эмоциональное богатство коллективной жизни, значение коллективных традицый для присвоения обобщенного положительного опыта. Учебно-воспитательные коллективы. Формальная и неформальная структура. Самоуправление в коллективе. Пути формирования коллектива (педагогические требования, система перспективных линий, педагогико-параллельного действия, работа с активом, традиции и др.).
Динамика развития ученического коллектива. Педагогическое руководство коллективом учащихся, изменение позиции учителя- воспитателя на различных этапах развития коллектива.
5.Понятие о мировоззрении личности, его структура. Основные пути формирования научного мировоззрения.
Мировоззрение как система взглядов, убеждений и идеалов личности, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Познавательная и социологическая стороны мировоззрения. Роль знаний в формировании мировоззрения. Интеллект, чувства, память, воображение в мировоззренческом развитии личности. Уровни мировоззренческого сознания: мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение.
Типы мировоззрения: научное (философское), житейское, религиозное. Пути формирования мировоззрения: познавательная деятельность школьников, труд, общение, участие в детских и молодежных организациях. Дидактические и воспитательные условия формирования мировоззрения (глубокая научная доказательность, логическая убедительность теоретических выводов мировоззренческого характера; научность изложения материала; определение системы ведущих понятий предмета; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; использование межпредметных связей; соблюдение принципа историзма и др.).
6.Особенности организации нравственного воспитания школьников в современных условиях. Цели, содержание, формы и методы работы.
Нрав – одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют душу (В.И. Даль). Нравственное воспитание как процесс, формирующий качества личности, определяющие отношения человека к обществу, людям, труду, самому себе.
«Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» - документы методологического значения в области нравственного воспитания.
Специфика нравственного воспитания, его связь с любым видом деятельности. Развитие личности, ведущим качеством которой является свобода – основная задача нравственного воспитания. Общечеловеческие ценности и нравственное воспитание. Развитие нравственного сознания, нравственного поведения, нравственных чувств. Нравственное просвещение. Психолого-педагогические основы эффективного включения учащихся разного возраста в деятельность, способствующую воспитанию нравственных качеств (гуманизм, коллективизм, гражданственность, ответственность и др.). значение нравственных образцов, идеала в процессе воспитания нравственно целостной личности. Нравственный пример воспитателя. Формирование стремления к самосовершенствованию. Ситуация морального выбора в нравственном воспитании.
Накопление положительного нравственного опыта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Гражданское воспитание как процесс формирования общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, явлениям общественной жизни. Патриотизм и интернационализм. Нравственное воспитание и религия. Формы нравственного воспитания: уроки этической грамматики, уроки любования, фантазия, размышления, игры-путешествия, праздники и др.
7.Организация трудового воспитания учащихся. Содержание и формы профессиональной ориентации школьников.
Трудовое воспитание и физический труд. Педагогические условия эффективности труда в воспитании школьников (хорошая организация, конкретность результатов, польза, оценка творчества и др.). Возрастной аспект формирования у учащихся готовности к труду. Ориентация на труд как на нравственную ценность. Различные виды труда (урок, самообслуживание, общественно-полезный труд). Подготовка к труду в новых условиях рыночных отношений. Система профориентации учащихся (профпросвещение, профдиагностика, пофконсультация, профотбор, профадаптация). Роль семьи в трудовой подготовке и выборе профессии. Развитие идеи трудового воспитания в истории педагогики Т. Мор впервые выдвинул идею соединения обучения с трудом. Дж. Локк о физическом и ремесленном труде («Мысли о воспитании»). Ж. Руссо и его идеи о воспитывающем характере ручного труда. И.Г. Песталоцци о необходимости создания «азбуки умений» и роли воспитательных и нравственных задач в труде. К.Д. Ушинский «Труд в его психологическом и воспитательном значении» - труд как высшая нравственная категория. Введение хозрасчета в практике трудового воспитания А.С.Макаренко. Планирование, контроль, учет, соревнование, материальное стимулирование как пути формирования хозяина. Воспитание любви к труду, предельное сближение умственного и физического труда, радость труда в педагогической системе В.А. Сухомлинского. Труд учебный и производственный, платный и бесплатный, ручной и механизированный в мастерской и поле и другие виды труда в Павлышской школе.
8. Воспитание эстетической культуры учащихся. Цели, методы, формы и средства эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание как процесс формирование отношения к прекрасному, развитие дарований и способностей, умения творить по законам красоты. Возрастные особенности эстетического развития личности, их учёт в процессе воспитания. Формирование эстетического сознания учащихся как органической части мировоззрения. Эстетический идеал, работа по развитию эстетического вкуса и потребностей. Значение эстетических чувств, пути их воспитания. Эстетическое начало учебной деятельности, эстетика школьной среды. Эстетическая культура учителя. Воспитание средствами природы, общения, исскуства. Предметы эстетического цикла. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, формирования духовных потребностей.
Педагогическое руководство художественным творчеством на уроке и во внеурочное время.
9. Экологическое воспитание школьников. Цели, задачи, содержание, формы и методы работы.
Экологическое воспитание как процесс формирования бережного отношения к природе и умения взаимодействовать с ней. Экологическая культура школьников. Принципы экологического воспитания (единство познания, переживания, действий; взаимосвязь глобального, национального и локального; междисциплинарный подход; целенаправленность общения школьников с окружающей средой).
Научные аспекты, ценностные ориентиры, нормативные акты и деятельность учащихся в экологическом воспитании. Природоведческие дисциплины и внеурочная работа (беседа, утренники, создание уголков живой природы, уход за животными, растениями, выставки рисунков, сочинение экологических сказок)- пути формирования экологической культуры.
10. Интеллектуальный труд и его роль в развитии личности.
Интеллектуальный труд как основа развития интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, диалектического мышления, рациональной организации труда.
И.Г. Песталоцци об «элементарном интеллектуальном образовании», цель которого – правильное всестороннее и гармоническое развитие интеллектуальных навыков.
Идеи Л.С.Выготского, Л.В.Зонкова, Н.А.Менчинской и др. по вопросам умственного развития.
Умственное воспитание во внеклассной работе. Формы такой работы (организация научно- популярных лекций, читательские конференции, выпуск стенгазет, организация тематических недель- физики, химии, литературы и тд., конкурсы, викторины и тд.)
Требования к культуре учебного труда. Развитие мотивационной и интеллектуальной сфер личности. Виды мотивов (широкие познавательные мотивы, Учебно- познавательные мотивы, мотивы самообразования.) Связь умственного воспитания с формированием мировоззрением.
11. Внешкольная и внеклассная воспитательная работа: задачи, принципы и формы организации.
Внеклассная работа как процесс, проводимый классными руководителями и учителями- предметниками с учащимися своей школы во внеурочное время. Внешкольная работа как процесс, осуществляемый учреждениями дошкольного образования.
Задачи работы (создание оптимальных условий для развития личности, развитие познавательной активности, раскрытие талантов и способностей, укрепление здоровья, помощь в профессиональном самоопределении, организация досуга.)
Принципы: добровольность, доступность и преемственность, опора на инициативу и самодеятельность школьников, чёткость в организации работы, учёт индивидуальных способностей учащихся, культурно- исторических и национальных традиций и др.
Формы работы: массовые (смотр, олимпиады, игры), групповые (кружки, вечера, лектории, конкурсы, диспуты), индивидуальные (коллекционирование, внеклассное чтение, выполнение творческих работ и др.).
12. Классный руководитель в современной школе. Содержание, формы и методы его работы.
Развитие института классного руководства на вариативной основе: традиционное классное руководство, освобождённый классный руководитель, руководитель разновозрастного коллектива, организатор параллели классов и др.
Задачи работы любого воспитателя: здоровье, нравственность, способности. Реализация их в доступных видах деятельности (учебной, производственной, досуговой), в общении со средствами массовой коммуникации, с исскуством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере.
Планирование работы классного руководителя, формы и методы его работы.