Воспитание личности в коллективе. Формирование ученического коллектива

Коллектив – это группа людей. В педагогике коллектив – это объединение воспитанников (учеников), отличающихся рядом важных признаков. Это одно из важнейших достижений человеческой культуры.

Идею коллективного воспитания воплотили в своих идеях: В 1905 С. Т. Шацкий впервые создал детскую летнюю трудовую колонию.

А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».Создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию, новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Идея взаимодействия личности и общества. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации.Коллектив — естественная социальная среда, в которой происходит социа­лизация детей и подростков. Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных фор­мах организации труда.

Признаки:общественно значимая цель (не случайная, не сиюминутная);общественно значимая деятельность, в которой реализуется обществен­но значимая цель; коллективные отношения, взаимная ответственность;демократическое самоуправление: жизнью коллектива управляет не ли­дер, не начальник, а выборный орган (совет, штаб), Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются:Неформальная структура коллектива— это система межличностных отно­шений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. В этой структуре каждый ребёнок занимает свое место: «звезда» — бесспорный лидер; «предпочитаемый» -- пользуется симпатиями большинства; «принятый» — признается двумя-тремя приятелями; «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверх­ностно; «отверженный» — с ним активно не хотят общаться.Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отно­шениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа кол­лектива.члены коллектива выполняют соци­альные роли — это поручения. В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни.Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потен­циал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагоги­ческого коллектива.Первичный коллектив — это своего рода неделимая часть коллектива, мик­роколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспи­танника. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. не более 10-12 человек. принцип «кто с кем хочет» Настоящий первичный коллектив -— разновозрастный, где разница в воз­расте между старшими и младшими не превышает 3—5 лет.

Общий коллектив составляется из совокупности первичных коллективов как «дифференцированное единство». Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей, не может вы­полнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как «кле­точка» общего коллектива. Чтобы события жизни общего коллектива воспитанники воспринимали как личностно значимые и активно в них участвовали. Педагогический коллектив. Коллектив педагогов является органической со­ставляющей формальной структуры воспитательного коллектива. Он объеди­няет не только профессиональных воспитателей, но и родителей, хотя, конеч­но, профессиональные педагоги играют здесь решающую роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива.Формирование коллектива:Первый этап. Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, так как у них нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности. Воспитатель сам ставит общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из воспитанников, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Это делается для того, чтобы между воспитанниками возникли отношения организованной зави­симости как прообраз будущих коллективных отношений.

Главные задачи:сблизить, помочь узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки);найти интересные и нужные общие дела;«проявить» актив;каждому воспитаннику определить поручение

Второй этап:у коллектива появляютсяпервые признаки субъекта вос­питания: орган самоуправления, от­ношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие опосредуется. Начиная коллективную деятель­ность, воспитатель делает активистов своими единомышленниками, они распределяют поручения, под­водят итоги, оценивают результаты. У воспитателя две главные заботы: воспитание актива и вос­питание первичных коллективов. Воспитание актива - принцип «единства уважения и требования». Важна регулярная смена, чередование разнообразных кратковременных поручений, сложилось и действует эмоционально при­влекательное для всех, активное, творческое, деловое общение воспитанни­ков, зародилось своеобразное самосознание коллектива.

Третий этап«расцветом коллектива». Коллектив начинает функционировать как субъект воспитания, за вос­питателем - решение тех проблем, которые требуют профессиональной педагогической подготовки и соответствующих должностных полномочий, актив не «возвышается» над рядо­выми членами коллектива, действует общественное мнение, начинают «работать» традиции коллективной жизни. Воспи­танники перестают «ощущать, что их воспитывают», они просто живут, классные коллективы в школе нечасто достигают этого этапа. Четвертый этап:этап «гуманистических отношений», такие отношения складывались в коллек­тивах, где объединялись уже достаточно зрелые активисты, каждый воспитанник уже не только активно участвует в коллективной жизни, он и своим творчеством ока­зывает на нее влияние. Все члены коллектива предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей.

Свои личные перспективы на будущее воспитанники должны строить с уверенностью в прогрессивном, счастливом будущем всей социальной жизни.

25. Психолого-педагогические основы семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.Семья – главный институт воспитания.Классификация семей:

· бездетные, однодетные, многодетные

· однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные

· полные, неполные, внебрачные

· благополучные, неблагополучные

Семейное воспитание – система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи.

Задачи:воспитание настоящего гражданина

· воспитание хорошего работника

· воспитание хорошего семьянина

Типы воспитания в семье:

1. авторитарный(игнорирование индивидуальных способностей, преобладание дисциплинарных воздействий, холодность и диктат).2. либеральный(попустительский) (отчуждённость, безразличие к делам и чувствам, принцип «делай, что хочешь»).

3. демократический(сотрудничество и взаимопомощь, равноправие, гибкость оценок, поведение в зависимости от индивидуальных особенностей).Формы взаимодействия школы и семьи:Коллективные: педагогические лектории, университеты педагогических знаний, научно-практические конференции, родительские собрания, родительские комитеты

индивидуальные: педагогические консультации, посещение семей, педагогические поручения

Тенденции современного семейного воспитания:1) однодетность, малодетность –> отсутствие опыта по уходу за детьми;

2) снижение влияния старших поколений на воспитание детей в молодых семьях;

3) утрата традиций народной педагогики;

4) социальная и экологическая проблемы;

5) гипертрофирование, телевизионизация общества.3 группы проблем:

1. связанные с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи;2. проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личным развитием и формированием;3. проблемы учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

Семья неразрывно связана со всеми видами воспитания: эстетическим, нравственным, экологическим, физическим, трудовым, умственным, гражданским и патриотическим.

26. Педагогическое мастерство и его структура. Новаторство и педагогические теории в практике.Мастерство – это высокое и постоянно искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по званию и любящему детей.

Структуру педагогического мастерства составляют следующие компоненты:

Профессиональная умелость –основа профессионализма педагога, которая включает владение теоретическими знаниями и практическими умениями планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля в педагогическом процессе, а также развитые профессионально-личностные качества (приобретается в процессе обучения в профессионально-педагогическом учебном заведении).Профессиональное мастерство – комплекс свойств педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации его профессиональной деятельности, доведенная до совершенства профессиональная умелость (формируется в процессе профессиональной деятельности на основе профессиональных способностей личности). Профессиональное творчество – высокий уровень выполнения профессионально-педагогической деятельности, которая характеризуется новизной и оригинальностью, ационализацией технологий, методов и приемов работы (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = больше субъективное творчество(открытие для себя), чем объективное.Профессиональное новаторство– внесение и реализация инноваций (нововведений): новых прогрессивных идей, технологий, методов, приемов, повышающих качество профессионально-педагогической деятельности, (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = не только субъективное, но и объективное творчество(открытие для других).Профессиональная акмеология изучает условия становления компетентногоспециалиста.

Компетенции специалиста – нормативно-заданные компоненты содержания его профессиональной подготовки, минимальный опыт его социально-профессиональной деятельности, которые обеспечат ему осведомленность и авторитетность в вопросах, входящих в состав его профессиональных полномочий Компетентность специалиста – результат овладения компетенциями, личностное качество, позволяющее осуществлять продуктивные с профессиональной точки зрения действия в ситуациях с высокой степенью динамизма и неопределенности. Компетентность специалиста выражается в:готовностик целесообразной социально-профессиональной деятельностисистеме профессионально-личностных ценностей и отношенийумелости (то, чему человека можно научить, передавая соответствующие знания и навыки, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей) способности (то, что позволяет человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения целей, что нельзя передать, но чему можно научиться в опыте поиска способов действий в нестандартных ситуациях)

Основные компоненты педагогического мастерства и творчества учителя:Гуманистическая направленность личности учителя:

· Профессиональные знания учителя

· Педагогические способности учителя:

· Педагогическая техника учителя: умение управлять собой, классом

Слагаемые педагогического мастерства:

умение организовать учебный процесс, умение учить на уроках, умение активизировать учеников, умение эффективно проводить воспитательную работу; высокий уровень педагогической техники, умение по внешним признакам поведения ученика определять его ду­шевное состояние; чувство темпа.

27. Педобщение: функции, структура, стили. Культура педобщения. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.Педагогическое общение – непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность. Эффективность зависит от факторов: внешние (ситуация, обстановка, личностные особенности), -внутренние (особенности самого учителя)Функции: -познавательная (передача знаний), -обмен информацией (передача необходимой информации),-организационная, -регулятивная (различные формы контроля), -экспрессивная, *обучающая (воспитывающая), *функция облегчения, фасилитации (помогает ученику выразить себя)Структура: Моделирование - Организация общения - Управление общением - Анализ осуществлённой системы и моделирование новой

Устойчивая форма способов и ср-в взаимодействия определяет стиль общения. В нём находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя, характер взаимоотношений учителя с учениками, особенности ученического коллектива. Стиль общения – это стиль отношения и характер взаимодействия и стиль руководства в процессе взаимодействия с детьми.Стили: -Курт Левин:авторитарный (формы: приказ, указание, инструкция, выговор), демократический (формы: просьба, совет, информация), либеральный.

-Смирнов: свободно-либеральный (попустительство, фамильярность и анархии), либеральный (плывущий плот), авторитарный (разящие стрелы), демократический

- Кан-Каликна основе высоких профессиональных установок педагога и на основе дружеского расположения, выделил общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание

Модели:1. Монбла (учитель на недосягаемой высоте, отстраняется от класса).

2. Китайская стена (дистанция, которую установил сам учитель, учащиеся управляемы, равнодушие учеников к учителю).

3. Локатор (избирательное отношение, внимание на сильных либо слабых).

4. Робот (действует чётко по плану).

5. Я-сам (учитель делает себя главным и единственным инициатором общения).

6. Гамлет (думает, правильно ли его поймут ученики).

7. Тетерев (поглощён своими мыслями).Культура педобщения предполагает наличие у учителя педтакта, который проявляется в уравновешенности поведения (выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении) + умение слушать.Основные правила: 1) настроится на слушание, забыть о своих проблемах; 2) реакции на слова партнёра должны отражать переживания, чувства, эмоции; 3) необходимо держать паузу; 4) беседа должна носить доверительный характер.Барьеры в общении – субъективно переживаемое человеком состояние затруднения в реализации планируемого общения в следствие непринятия партнёра общения, его действий, непонимания сообщения, самого партнёра и других причин.

Наши рекомендации