Смена типов образования в XX веке и роль преподавателя
О необходимости перехода к образованию нового типа сегодня говорят на всех уровнях: от международных конференций по проблемам философии образования до методических объединений учителей-практиков. Решение этой задачи, с одной стороны, - следствие изменений в культурной, технологической, социальной, научной сферах современного мира, с другой - условие этих изменений. В мировой цивилизации, включающей в себя развивающиеся, индустриальные, постиндустриальные общества, к концу XX века проявилась тенденция формирования информационной стадии развития. Уже на стадии постиндустриального общества образование перестаёт быть только транслирующим, передающим механизмом культуры и всё в большей степени начинает становиться механизмом её порождения. Поэтому проблема реформирования образования становится реальной практической необходимостью для большинства развитых стран, начиная с 1960-х годов, а формирование нового типа образования — общецивилизационной тенденцией. Кроме того, новое содержание образования, его методики и технологии, способы коммуникации обучаемых и обучающих, система реализуемых целей, структура образования как социального института - всё то, что и называется определённым типом образования, выступают сегодня важнейшей гарантией самого существования человеческой культуры.
Как проходила эволюция образования в культуре? Какой тип образования соответствует намечающимся контурам культуры XXI века?
Тип образования определяется:
а) теми ценностями, которые общество считает наиболее значимыми и которые лежат в основе его культуры;
б) материально-техническими и технологическими особенностями развития общества, составляющими его цивилизационную основу;
в) социально-значимыми качествами личности, которые позволяют воспроизводить и в большей или меньшей степени развивать ведущие черты данной культуры, составляя основу понятия «образованность».
Образованность — система качеств (ценностей), сформированных в процессе реализации целей образования. Какова соотнесённость ценностей, рождаемых образованием, с основными ценностями той или иной культуры?
Важную роль в осмыслении проблем образования играют мировоззренческие установки: природоцентризм, теоцентризм, социоцен-тризм, логоцентризм и антропоцентризм. При определении целей, задач и перспектив развития или реформирования системы образования, они выполняют не только мировоззренческую, но и аксиологическую (ценностную) функцию, позволяющую ориентироваться в процессах изменений. В каждом отдельном историческом типе образования сосуществуют все эти установки, но превалировать может одна из них, например, в античном типе образования - природоцентризм, в схоластическом -теоцентризм, в классическом — логоцентризм и социоцентризм, в современном (становящемся) — скорее всего антропоцентризм как обращение многих наук к известному ещё с античности принципу «Человек, познай самого себя!»
Примерно до XVI века образовательные задачи решались в рамках более широкого процесса воспитания: учение было непосредственно включено в воспитательный процесс. Лишь с формированием опытного естествознания, оформлением науки в социальный институт, резко усилившимся процессом профессиональной дифференциации, вызванным машинными технологиями, образование институализируется, становясь особым процессом и формой деятельности. При этом воспитание, явно или неявно включаясь в образование, начинает играть в нём второстепенную роль.
В первобытном обществе учение непосредственно включено в социальную практику. Особенность данного учения описывает Г. Гессе: «Для такого обучения не существовало ни понятий, ни теорий, ни метода, ни письма, ни цифр, и было очень мало слов, и мастер развивал не столько ум, сколько пять чувств... Широкая и богатая система опыта, наблюдений, инстинктов, привычки к исследованиям медленно и пока смутно раскрывалась перед юношей, почти ничего из того богатого запаса нельзя было выразить в ясных понятиях, всё приходилось пробовать, изучать, проверять только своими пятью чувствами» (Гессе Г. Игра в бисер. - М., 1969. - С. 438). «Одно лишь было для них совершенно невозможно, даже в самых дерзновенных помыслах: подходить к природе и к миру духов без трепета не чувствовать себя её слугами, а тем более ставить себя выше её» (Там же. - С. 445).
Обучение, недифференцированное от традиционного воспитания было системой включения ребёнка в действия рода. Эта система имела стадиональный характер, социализировала человека через коллективный труд и обычаи. Такое развитие «характеризуется, с одной стороны, ранней зрелостью, а с другой - относительно ранней остановкой процесса интеллектуального развития» (Брунер Дж. Психология познания. -М., 1977. -С. 354).
С отделением умственного труда от физического, с формированием процесса самовыделения личности из общества оформляются первые воспитательно-обучающие системы. В основе европейской образовательной традиции лежит наиболее развитая из них — античная. В греческих городах-полисах главными ценностями становятся долг, выполненный во имя родного города, поступок, высоко оцененный народом -свободными гражданами. Формируется понятие гражданственных интересов, которые в период расцвета античной демократии преобладают над личными.
Классический пример такой системы ценностей приводит Геродот. Крез, правитель Лидии, желая, чтобы оценили его богатство, славу и власть над Азией, спрашивает афинянина Солона, видел ли он самого счастливого человека на свете. Солон называет не Креза, а гражданина Афин Телла, который сумел стать зажиточным, вырастил достойных сыновей и погиб в битве, защищая родной город, удостоившись чести погребения за государственный счет. На второе место он поставил братьев Клеобиса и Бетона, которые впряглись в колесницу и вместо отсутствовавших быков ценой своей жизни доставили жрицу к месту религиозной церемонии. Эту кончину как наилучший конец их жизни Солон считает прекрасной (см.: Геродот. История. Кн.1. Клио // Историки античности. Т. 1.-М.: 1989.-С. 43).
Такая система ценностей и отражена в античном образовании. Быть гражданином — высшая ценность. Понятие «образованный» как производное от понятия «гражданин» включает физическое развитие, чтение и философское обучение, музыкальное и ораторское искусство. Следует подчеркнуть, что профессиональная подготовка не входила в подобное образование. В государственной системе воспитания Спарты обучение ремеслу было запрещено.
В Афинах требование дать профессию упоминается в законах Солона, но оно осуществлялось только в рамках семейного воспитания ремесленников и землевладельцев. Содержание обучения и воспитания определялись задачей подчинить любую деятельность величию и благосостоянию государства, так как, по свидетельству Плутарха, «счастье государства, как и личное счастье каждого гражданина состояло, главным образом, в исполнении долга, проявлении добродетели и в согласии всех между собой. Целью всех установлений было сделать и сохранить народ свободным, самостоятельным и уверенным» (см.: Монро П. История педагогики. Т.1. - М., 1913. - С. 73).
Но уже в древнегреческой традиции воспитания и обучения намечаются две различных тенденции, представленные именами Платона и Аристотеля: направление активности личности на совершенствование общества или на высвобождение индивидуальности.
В идеальном государстве Платона вся организация воспитательного процесса подчинена одному — формированию у всех членов общества единой цели. Такой целью было служение государству.
Последователь Платона Аристотель в критике его «Государства» выдвигает принципиально иную цель - формировать самостоятельность граждан. Он отстаивает приоритет индивидуальных интересов и их несводимость к государственным. По его мнению, единство государства не может быть абсолютным, оно относительно.
Два этих подхода к пониманию целей и задач воспитания заложили то противоречие, которое столетиями развертывалось в европейской культуре и её системе образования - противоречие между общественным и индивидуальным. В первом подходе преобладала идея социализации, личность рассматривалась как носитель ответственности за судьбу общества, соответственно, образование сводилось к усвоению заданных культурой норм, правил, установок, образцов поведения. Цель образования - обеспечить «равенство равных». Второй подход ориентировал личность на свободное, активное, открытое развитие на основе самосовершенствования и самореализации, предполагал ответственность прежде всего за свою судьбу. Цель образования — обеспечить «неравенство неравных».
Образование средневековой Европы детерминировано иной системой ценностей. Крайний индивидуализм, сосредоточенность личности на собственных интересах и удовольствиях, характерные для культуры периода распада Римской империи сменяются концепцией единения душ в Боге. Жизнедеятельность личности сообразовывается только с христианской идеей жизни как подготовки к вечному блаженству.
Это определяет и понимание добра и зла: добро есть стремление к Богу, а зло — это стремление к земной выгоде или преходящей славе.
Древние греки жили в пространстве полиса и для полиса. Распад культуры полисов толкнул их к индивидуализму. Это - результат отчаяния найти новый тип общества.
Христианин не принадлежит политическому обществу, как не принадлежит и природе. Он живёт в церкви, ибо прибывая в мире, он живёт не для него. Новый смысл жизни выражен в Библии через метафору о виноградной лозе. Христос говорит своим ученикам: «Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Евангелие от Иоанна, 15; 4-7).
Бог в греческом горизонте выступал как средство совершенства в порядке бытия: мышление у Аристотеля или благо у Платона.
Бог в христианстве - первый в порядке бытия, начальная и конечная, высшая и единственная ценность. Отношение к природе и познанию её законов определяется целями божественного откровения. Оно выражено в словах св. Лактания: «Какое блаженство могу я приобрести оттого, что узнаю, откуда вытекает Нил или какие басни физики рассказывают о небе?» (Блок М. Апология истории. - М., 1986. - С. 150).
Система средневекового образования не только находится в руках церкви, но и выполняет необходимые ей функции: воспитывает мирян в духе христианской традиции и воспроизводит духовенство. В центре её — знание церковной латыни как языка общения с Богом. Латынь используется в юридической практике, вплоть до XVIII века выступает основным языком науки. В монастырских, кафедральных, соборных школах передаются «высшие» знания. Это - так называемые «внутренние» школы для духовенства. При них открываются «внешние» - для знатных и богатых светских учеников. Народное образование сводится к минимуму в приходских школах. Попытка раннего христианства снять противоречие между элитарным и массовым обучением на основе единого нравственного и содержательного эталона оказалась недолговечной. Также провалилась и первая в истории (768-814 гг.) попытка ввести всеобщее обучение, предпринятая королем Карлом Великим.
Тип образованности средневековья качественно отличен от образованности античности, тем не менее не следует абсолютизировать «скачкообразность» в смене типов образования. Ещё в XIII веке церковь делает шаг к учению Аристотеля, лежащего в основе трудов Фомы Аквинского. Да и в христианстве раннего средневековья, сложившегося под влиянием греко-римской культуры, в религиозной форме развивается идея свободы личности, одна из основополагающих для античности. От попытки полностью устранить свободу воли личности («Благодать излечивает волю», - писал Блаженный Августин) церковь приходит к концепции свободы выбора христианина между добром и злом.
Необходимость такого выбора, лежащая в растущей динамике культуры позднего средневековья, требует изменений в типе образования. В 1424 году в Италии создается школа нового типа под названием «Радостный дом». Ее основатель Витторино ведущую роль отводил не знанию истин, а умению добывать их из знаний. Постепенно новые смыслы начинают проникать и в содержание образования.
В 1529 году Эразм Роттердамский пишет трактат «О воспитании детей», где противопоставляет учение и опыт, приобретенный практикой: мудрость, приобретаемая многолетним опытом, делает людей скорее несчастными, чем благоразумными, учение может дать какой угодно опыт за короткий срок и без нравственных потерь. Иными словами, учению отводится роль основы для жизненного выбора.
Три важнейших фактора: гуманистичность мировоззрения эпохи Возрождения; становление опытного естествознания и возникновение капиталистических отношений - окончательно изменяют схоластическую систему образования.
Возрождение включает в обучение знания античности, а эпоха Реформации c её направленным против церкви протестантским движением привела к формированию начальной массовой школы.
Протест против засилья католической церкви выразился в стремлении обойтись без священников при толковании текстов Библии, что требовало массовой грамотности, основанной не только на запоминании, но и на понимании этих текстов. Протестантизм, отразивший в религиозных движениях потребность третьего сословия в новых экономических и политических отношениях, сформировал новую этику. В ней главной ценностью был труд, а результаты труда - наградой Всевышнего. Сама идея справедливости «по труду» порождена буржуазными отношениями и освящена протестантским пониманием благочестия.
Бурное экономическое развитие Нового времени на основе индивидуалистического хозяйственного строя способствовало формированию буржуазного индивидуализма. В систему образования проникает ориентация на подготовку человека к достижению практического жизненного успеха. Она поддерживается интенсивным развитием естественных наук, их претензией на способность переделки мира и человека. Основными тенденциями в образовании становятся:
- соединение его с наукой не только по содержанию, но и институционально (в рамках университетов);
— обучение в рамках образования различным видам практической деятельности, подготовка к профессии.
Происходит либерализация системы образования. Теоретической основой её становится немецкая классическая философия.
И. Кант, развивая идею самодеятельной личности, в лекциях 1765—1766 годов обосновывает необходимость овладевать не только готовыми источниками, но «методом самостоятельно размышлять и умозаключать». Г. Гегель в «Философской пропедевтике» определяет образование как двуединый процесс, состоящий из обучения и развития. И. Фихте указывает, что обучающийся с помощью преподавателя сам должен стать своим учителем.
Традиционные для Возрождения классические, гуманитарные предметы всё более соединяются с «реальными», профессиональными знаниями. Так, в Англии возникают коммерческие, торговые, навигационные, военные, технические школы. Идеалом для общества и образования становится высокопрофессиональная личность. Цель образования формулируется как «приобретение знания, умений и навыков». Объём и сложность знаний, рост массовости образования рождают педагога-профессионала и классно-урочную систему.
Развивающаяся индустриализация производства требует, чтобы каждый или почти каждый индивид усвоил в процессе школьного обучения определённое содержание социального опыта. При этом, как отмечает Н.А. Люрья, абстрактное содержание образования (содержание, которое не дано в непосредственной деятельности) должно быть передано учителем и усвоено учеником с необходимостью (Социально-философские проблемы образования. - М.: Наука, 1992. - С. 119). Это порождает нормативно-репрессивный механизм регулирования отношений между обучаемым и учителем: задача ученика — воспроизводить нормы, учителя — их передавать и контролировать точность воспроизведения.
Так завершается формирование европейского типа образования XIX — начала XX веков. Зародившееся в античности противоречие между ориентацией на потребности общества и стремлением заложить через образование основы для самореализации личности, воспроизводится вновь на уровне индустриального общества.
Модель классической школы, основанная на рациональности науки XVI—XIX веков, строится на «знаниевой» концепции усвоения по принципу «внимание - восприятие - понимание - запоминание - воспроизведение». При этом звено «понимание» вполне может выпадать из такой педагогической цепочки, оно по преимуществу является средством для воспроизведения. Это не значит, что не было педагогических систем, ориентированных на развитие интеллектуальных или творческих способностей. Разработка их выдающимися педагогами шла почти непрерывно. Но системы Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Бруно Беттельхейма и Альфреда Бине, идеи педологического движения и т. д. были поисковой верхушкой педагогического «айсберга». Это -лишь исключение, подтверждающее правило.
В индустриальном обществе, ориентированном на производство товаров, с машинными технологиями, делающими человека оператором, усвоение научных знаний и определённой совокупности навыков и умений является смыслом, целью и идеалом образования. Образованность при этом сводится к научной эрудиции. Механизм социального наследования, заложенный в системе образования, действует через жёсткую заданность содержательно-методологических, культурных, поведенческих норм. Он подкрепляется системой оценок по критерию «правильно-неправильно».
Методология классической науки, ставшая основой такой модели образования, противопоставляла природу с неизменными и обратимыми законами и человека как её покорителя. Установка Ф. Бекона «чем больше мы будем знать, тем больше подчиним себе природу» ограничивала преобразующие силы человека только уровнем развития науки.
Сама наука воспринималась через её способность к точному, законченному знанию. Механистическая картина мира классической науки формирует невариативный тип мышления, при котором преобладает установка на однозначность в решении проблем и обязательность совпадения предполагаемого результата с реальным. Вера в безграничные возможности науки способствует резкому разграничению научных и вненаучных элементов культуры. Как результат — «знаниевая» модель образования предполагает сциентистские - научно- и только научно-ориентированные представления. Она не включает в себя культурное измерение человеческой деятельности, не ориентирована на развитие духовных и душевных сторон человека, не учитывает его непосредственные, повседневные потребности. Приводит это к разрыву между содержанием образования, выстроенного на идеалах «высокой» науки и реальной включенностью индивида в повседневность. Ориентация на окончательность и бесспорность научных истин не способствует формированию готовности и способности к осознанному, самостоятельному выбору.
Классическая наука сменяется неклассической, затем — постне-классической. Картина мира, основанная на жестком детерминизме, уступает место вероятностно-относительной. В последнее десятилетие идёт формирование синергетическо-эволюционной картины мира. Существенными чертами науки становятся поликонцептуальность, гипотетичность, неоднозначность в интерпретации полученных результатов, метафоричность, намечается тенденция к сближению научных и вненаучных форм познания.
Остро встаёт вопрос ответственности человека - перед собой, обществом, природой, миром. Появляется тенденция гуманитаризации научного знания, сформировавшаяся в недрах самой науки: если человечество хочет сохранить себя, то ценностным стержнем естественнонаучного, математического и технического знания должны стать проблемы общества в их человеческом, гуманитарном измерении. Наука гуманизируется — знание необходимо не только для потребностей социально-производственной практики или «чистой» науки. Оно должно быть средством сохранения, воспроизводства и развития культуры.
Постнеклассическая наука привела к формированию нового типа гуманитарного знания. С одной стороны, оно вводит методы математического моделирования, но, с другой — в противовес социоцентристской ориентации, выдвигает на первый план ориентацию на индивида, порождает методы исследования, основанные на процедуре понимания. Осознание роли иррациональных компонентов в жизни индивида и общества привело к признанию того, что поведение человека не может быть однозначно определено социально-организованными средствами воздействия.
Следствием этого стал и вероятностный характер прогнозирования в сфере социально-личностной реальности. Всё это приводит к противоречию между изменившейся наукой и старой моделью образования.
Наука конца XX века начинает по-другому видеть мир и человека: в их целостности, культурном и индивидуальном измерении. На фоне таких изменений классическая «знаниевая» модель образования, ориентированная в основном на передачу и усвоение научных, однозначно интерпретированных знаний во многом продолжает оставаться ведущей в теории образования и практике обучения.
Быстрота цивилизационных изменений приводит к новому типу социокультурного наследования. Образование в его классическом варианте передает знания и опыт старшего поколения, экстенсивно наращивая и первое, и второе. Стремительное увеличение массива знаний поставило систему образования перед выбором: обучать многому, но фрагментарно, или нескольким наукам, но глубоко и систематически. Любой вариант в рамках «знаниевой» модели не срабатывает: первый может воспроизводить поверхностную эрудицию, второй - серьезные, но узкоспециальные, «частичные» знания. В обоих случаях закладывается облик будущей жизнедеятельности по типу уже существующей.
В середине нашего столетия основным механизмом конкуренции развитых стран становится экономическое соревнование, которое через состояние в области науки и техники в конечном итоге сводится к соревнованию образовательных систем. Уровень образованности всех членов общества начинает определять конкурентноспособность страны в экономике.
Знания впервые становятся капиталом, а капиталовложения в сферу образования и науки дают больше прибыли, чем непосредственно в сферу производства. Опасность непрерывного экономического роста приводит к осознанию, что будущее зависит не только и не столько от количества знаний, сколько от уровня культуры и способности человека к ориентации в нестандартных ситуациях.
Цивилизационные изменения требуют соответствующего изменения целей в системе образования. Образованность в её современном понимании предполагает методологически гибкий, проектно-ориентированный интеллект, способность к коммуникации позитивного типа, сформированность установки на социальную ответственность. Именно такой тип образованности способен воспроизводить и развивать человеческое измерение бытия - культуру.
Образование всегда выполняло стабилизирующую и адаптирующую функцию. Сегодня оно не может ограничиваться только передачей социокультурных норм, а предполагает формирование у индивида умения найти и освоить такую социально-экономическую, социально-статусную и социально-психологическую нишу, которая, как максимум, позволила бы ему реализовать себя («быть счастливым») или, как минимум, не чувствовать социально-личностной ущербности («не быть несчастным»).
Новые цели и задачи образования меняют роль обучающего: главной функцией педагога становиться создание условий для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности, самой осуществляющей своё образование.
Постиндустриальная стадия в развитии общества, намечающиеся контуры информационной цивилизации формируют принципиально иную систему ценностей. В центре её — свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.
Главным пространством его самореализации в условиях высоких технологий и ограничения пределов экономического роста всё в большей степени должна выступать сфера человеческой культуры в её духовном воплощении.
Многие футурологи говорят о том, что в XXI веке на смену промышленной, научно-технической и информационной революции придёт духовно-психологическая, а сама эволюция человечества будет в перспективе разворачиваться именно в духовно-психологическом измерении жизнедеятельности.
Социальная и культурная потребность в новом типе образования породила объективную необходимость его реформирования. И если в 1960-е годы «образовательный взрыв», наблюдавшийся в большинстве развитых стран и в определенной мере захвативший и нашу страну, выражался в количественных показателях, то современные изменения в образовании носят качественный характер.
Задача реформирования образования в России, решаемая в период модернизации всего общества, имеет ряд особенностей. Кризисная экономическая ситуация, политическая и социальная нестабильность обусловливают формальность в признании приоритетности образования, разбалансированность общественных и государственных структур в его системе. Неоднородность современной школы, появление инновационных, экспериментальных, профильных школ, лицеев и гимназий, негосударственные школы выступают следствием и необходимым условием идущей реформы.
Но, с другой стороны, достаточно резко учебные заведения разделились на массовые и элитарные. Это, в сочетании с растущим социально-экономическим расслоением учащихся, создаёт множество проблем психологического, нравственного, интеллектуального, политического, экономического планов. И эти проблемы, как правило, не решаются педагогическими средствами. Радикальная социокультурная трансформация привела к резкому размыванию и смене прежних оснований самоидентификации многих социальных групп. Это порождает социальную анемию — потерю идеалов и жизненных ориентиров. Поэтому образовательной системе так сложно выполнять сегодня свою адаптивно- стабилизирующую функцию — её традиционный механизм передачи социокультурных норм в условиях их резкой смены становится малоэффективным.
Кризис образования на Западе и в нашей стране, несмотря на общецивилизационные основы, имеет существенные различия, обусловленные экономико-технологическими факторами. Социально-экономические основания «их» кризиса — в необходимости выдерживать растущую конкуренцию в сфере быстро меняющихся производственных технологий, он вызван намечающимся переходом в стадию информационной цивилизации и выходом на уровень техносоциокультурного регулирования.
«Наш» кризис обусловлен ещё и тем, что мы, продолжая оставаться индустриальным обществом и включившись в процесс «обвальной» модернизации, ждём тех же результатов в образовании, которые к 1990-м годам получили развитые страны Европы и Северной Америки. В нашем обществе, ориентированном на производство товаров и во многом сырьедобывающем, с машинными технологиями ведущей целью образования закономерно продолжает оставаться подготовка индивида к деятельности в индустриальном производстве.
Ориентация отечественного образования на подготовку к профессиональной деятельности имеет и глубокие исторические корни: в XIX веке сама высшая российская школа выросла из профессиональной в отличие от западной традиции создания профессиональных школ при университетах. Поэтому резко и полностью отказываться от устоявшихся образовательных традиций, полностью переориентироваться на западные ориентиры в образовании — значит не учитывать специфику развития России.
Сводя образованность к научной эрудиции и определенной совокупности навыков, мы достигли значительных успехов в подготовке массовых кадров для производства и науки, уровень усвоения и воспроизведения фундаментальных знаний нашими учащимися в области естествознания действительно достаточно высок.
Но наше относительное благополучие по количественным показателям эффективности образовательной системы дополняется явно недостаточной ориентацией на качественные критерии. Прежде всего это проявляется во внешних по отношению к системе образования факторах - ресурсной обеспеченности со стороны государства, социально-экономическом положении работников образования и учащихся. Но существуют и внутренние факторы, которые ставят под серьезное сомнение прочное стереотипное восприятие отечественного образования как «самого качественного».
С начала 1960-х годов ЮНЕСКО систематически проводит международные измерения уровня знаний школьников. Таким образом, по основным показателям сформирован международный стандарт образования. Этот стандарт признают эксперты стран, участвующих в определении сравнительного уровня знаний, в том числе и представители нашей страны. Каков результат международной сравнительной оценки уровня знаний наших школьников? В 1991 году в результате исследования уровня знаний 13-летних школьников оказалось, что из 19 участвующих стран тогдашний Советский Союз занял 4-ое место по математике и 5-ое по естествознанию (для сравнения: США заняли соответственно 13-ое и 14-ое места).
Сильной стороной наших школьников оказался уровень теоретических знаний и выполнение «правильных действий» - лабораторных работ и решения задач на основе усвоенных алгоритмов. Это - та часть мыслительных действий, которая выступает результатом запоминания и воспроизводства. Слабой стороной (по ряду показателей мы оказались на нижних ступенях рейтинга) было отсутствие гибкости в мышлении и действиях, неготовность и недостаточное владение методами самостоятельного поиска, нехватка изобретательности в нестандартных ситуациях.
Тревожными оказались результаты по приближенным вычислениям, оценке вероятности события, умению делать выводы на основе наблюдаемых фактов и экспериментальных исследований, способность к экстраполяции и интерполяции данных, выбору средств для проверки гипотезы, пониманию цели эксперимента из описания лабораторных работ (данные приводятся по: Образовательный стандарт по физике. -М.: Изд-во МПГУ, 1993. - С. 10-11). Как можно увидеть из перечня качеств в международный образовательный стандарт кроме собственно знаний входит умение пользоваться ими, основанное на методологических, исследовательских и эвристических способностях и навыках.
Результаты позволяют сделать вывод о нашем относительном благополучии в плане усвоения и воспроизводства знаний и явно недостаточной ориентации на процессы понимания и самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности. Этот вывод подтверждается и исследованиями Академии педагогических наук в 1992 году: получены сравнительно высокие показатели по воспроизведению и применению знаний в простейших условиях, но проверка показала существенно более низкий результат по интеллектуальным умениям. Исследователи ставили задачу проверки знаний методологического характера, так как именно они являются основой интеллектуальных умений. Изучая для этого воспроизведение и применение знаний в усложненной ситуации, исследователи пришли к выводу, что многие ученики не готовы к выполнению практических заданий, требующих самостоятельного выбора условий для проведения эксперимента из предложенных вариантов, соотнесения результатов таблицы с одной из предложенных задач, не способны к мысленному экспериментированию. Это свидетельствует о формальности в усвоении знаний, недостаточной готовности самостоятельно использовать их в соответствии с международными стандартами.
Таким образом, отечественные исследования подтвердили результаты работы международной группы экспертов (см.: Сравнительная оценка естественно-математической подготовки школьников. — М.: АПН СССР, 1992. - С. 134-135). Необходимо обратить внимание на то, что эти выводы касаются традиционно «выигрышной» для нас части общеобразовательной программы и не могут быть «оправданы» процессами, привнесенными в систему образования рыночными механизмами.
Отечественная система образования имеет достаточно большой потенциал, способный стать основой реальных преобразований. Профессиональная добросовестность, энтузиазм, подвижничество значительной части российских педагогов не ушли в прошлое. Но эти качества становятся основой компетентности только при развитой системе непрерывного педагогического образования.
Отмеченные проблемы и трудности реформирования системы образования в России приводят к выводу: в основе изменения образовательной системы должна лежать определённая последовательность согласованных действий по формированию образования нового типа. Это и переводит проблему смены целей, форм и методов образования в проблему социальных технологий его реформирования.
Теоретико-методологическим основанием анализа таких технологий является философский анализ образования как социокультурного явления и философско-социологический анализ форм образовательной деятельности. Философское осмысление образования не как системы подготовки «наборщиков готового смысла», а как формы культурного бытия личности, способа самоосуществления личности в культуре содержится в концепциях М. Бахтина, Ю. Лотмана, М. Мамардашвили, Э. Соловьёва, В. Зинченко, В. Библера. Задачи ценностного проектирования и организационного моделирования системы образования XXI века ставятся в работах А.Г. Асмолова, В.Н. Сагатовского, Н.С. Розова, В.М. Розина, А.Н. Ростовцева, Н.Н. Пахомова, В.И. Купцова, Ю.В. Тупталова, Н.А. Люрья, Ю.С. Воронкова, В.Л. Кошелевой, Н.Г. Щедровицкого и др. Но, несмотря на множество публикаций по проблемам образования, появившихся в последние годы, теоретическая разработка новых моделей образования и анализ путей их реализации остаётся скорее на стадии постановки проблемы и определения задач. Это обусловлено не только отсутствием социальной востребованности данной проблематики в условиях преобладания знаниевых, нормативно-репрессивных моделей образования, но и многолетней изолированностью нашей теоретической мысли в сферах философии, социологии и технологии образования от зарубежных исследований.
Так, в Европе и Северной Америке философия образования как относительно самостоятельная отрасль философского знания активно развивается, начиная с 1960-х годов. В нашей стране сколько-нибудь серьёзные исследования по этой проблематике появляются только в начале 1990-х годов. В качестве самостоятельной науки социология образования в нашей стране, накапливая эмпирический материал, не имеет пока фундаментальных исследований по его теоретическому осмыслению. Многие представители теоретической педагогики и её прикладных отраслей говорят о кризисе педагогической науки, её многолетней «самодостаточности», безмодельности, декларативном характере. Да и само отношение к педагогике как к науке сегодня имеет двойственный характер.
Привычному для западной традиции пониманию педагогики как сферы прикладного знания, реализующего в образовательных технологиях и методиках обучения достижения социально-гуманитарных и естественно-математических наук, противостоит отечественное деление педагогики на собственно науку (теоретическое знание) и уровень методических разработок, чаще всего рассматривающийся как нечто второстепенное.