СЕМИНАР № 2. ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ, ТРЕНЕРА. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО-ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: Изучить методы исследования в социальной педагогике. Сформировать у студентов знания и умения социально-педагогической диагностики, умения анализировать полученные в результате диагностики данные; определять задачи воспитательно-коррекционной работы и находить пути их решения.
ПЛАН
1. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики, социально-педагогического мониторинга.
2. Диагностические технологии в работе социального педагога, учителя физической культуры.
3. Комплексность социально-педагогических исследований и использование методов смежных наук.
4. Сущность и специфика социально-педагогического исследования.
5. Методы исследования.
6. Методы эмпирического и теоретического исследования.
7. Схема и этапы процесса исследования в социальной педагогике.
.
Специфика социально-педагогической деятельности обусловливает характер и способы получения профессиональной информации. Социальному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к собственной цели, пользуясь междисциплинарными знаниями и методами социологического, педагогического, психологического. Отчасти медицинского исследования. При этом речь идет о диагностике как области практической деятельности. Целью которой является не разработка каких- либо методов и методик, а постановка диагноза. Диагноз чаще всего понимается как определение состояния объекта.
Основные понятия:
Социально-педагогические исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях социализации детей, теории и истории социальной педагогики, методике и технологии социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Социальный диагноз (оценка) – это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи.
Социально-педагогический мониторинг – это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.
Технология социально-педагогической работы – это система строго последовательных действий профессионала, направленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.
1. Методами социально-педагогического исследования окружающей действительности являются:
- изучение документов;
- наблюдение;
- опросы виде диагностической беседы, интервью или группового собеседования и письменный опрос.;
- оценивание( метод компетентных судей) – разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей. Мнение которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;
- анализ диагностических ситуаций;
- изучение результатов деятельности, а также различные методики социально-педагогического исследования.
Педагогический консилиум представляет собой процесс коллективного оценивания. Обсуждения результатов исследования. Своеобразным синтезом оценивания, письменного опроса и педагогического консилиума выступает метод обобщения незавизимых характеристик.Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации.
Более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью сложного объекта. Именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня - метода моделирования.
2. Исследовательские методики–признанные, апробированные процедуры, используемые для достижения поставленных целей ряда методов исследования. К их числу относятся:
- методика социально-педагогического обследования4
- методика изучения, анализа. Обобщения и использования передового опыта;
- опытная работа;
- социально-педагогический эксперимент.
Социально-педагогическое обследованиепредставляет собой комплекс диагностических процедур, необходимых для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно программе. Обследование может быть: разведывательное, частичное, комплексное. Любое обследование включает три основных этапа: сбор информации, обработка информации, систематизация информации и подведение итогов.
Методика анализа и обобщения передового опытаиспользуется при поиске новых подходов и методик. Передовой опыт в социально-педагогической практике складывается исходя из практических, передовых, а не исследовательских задач.
Метод опытной работы – это специально поставленный опыт, проводящийся по разработанному проекту. Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов.
Экспериментом называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных. Четко фиксируемых и контролируемых условиях.
Задание 3. С целью систематизации своих знаний заполните таблицу. Определите эффективность методов социально-педагогической деятельности в условиях школы в период педпрактики, на своем воспитательном классе по пятибалльной системе.
Эффективность применения методов социальной педагогики в условиях общеобразовательной школы
Группы методов | Перечень методов | Эффективность каждого метода в баллах | Место каждого метода в воспитательной работе | ||||
Методы убеждения | |||||||
Методы упражнения | |||||||
Методы коррекции | |||||||
Социологические методы |
►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.
Литература
1. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис пресс, 2004- 176с.
2. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: уч. Пособ. Для студентов пед. уч. – М.: ВЛАДОС, 2005 – 399с.
3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 160с.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2005 – 480с.
5. Основы социальной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Под.ред. П.И. Пидкасистого.М.:Педагогическое общество России,2002 – С.29.
5. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: «ВЛАДОС», 2000 – С. 21-51.
6. Здановская Э.А., Кожевникова Н.В. Словарь – справочник по социальной педагогике: Учебное пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998 – 38с.
Задание 4: Участвуйте в проведении диагностики типов акцентуации характера (приложение 1). На этой основе разработайте и запишите социально-педагогические рекомендации для организации учебной и тренировочной деятельности воспитанника.
Задание 5:Выполните диагностическую работу на выявление уровня вашей агрессивности (приложение 2), разработайте социально-педагогические рекомендации.