Часть 2. Вопрос 4 Система форм методов и средств воспитания. Знать
Форма – это внешнее очертание и система организации чего-либо.
Форма воспитания – установленный порядок организационно- конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействий участков взаимодействия процессов, направленных на решение задач.
Функции форм воспитания: организаторские, регулирующие.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность организации в коллективе воспитанников, с целью отдыха, развлечения или обучения.
Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания — это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
§ Содержание воспитания.
§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
§ Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
§ Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Методы воспитания:
1метод формирования сознания личности
2метод формирования поведения в деятельности упражнений
3метод педагогического стимулирования ( поощрение)
4метод педагогической коррекции
5метод проблемных ситуаций – это путь моделирования личностных отношений предусмотренных поиском приёмов преодолении морально-психологических противоречий.
6метод упражнение – это способ, который предусматривает многократное совершенствование определённых действий.
Этапы упражнения :
1 постановка задач
2 демонстрация образца, изучение норм поведения
3 выделение активных действий
4 подведение итогов.
Тренинг-это способ организации количественного взаимодействия построения на активных методах общения и связанных с выполнением психо – технических упражнений.
Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы.
Моральное поощрение
Материальное пощрение.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы.
Вопрос. Обоснуйте применение метода упражнения в реализации целей гражданско-патриотического воспитания. Уметь.
Метод упражнение – это способ, который предусматривает многократное совершенствование определённых действий.
Этапы упражнения :
1 постановка задач
2 демонстрация образца, изучение норм поведения
3 выделение активных действий
4 подведение итогов.
Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
Задачи:
• изучение истории своего края;
• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
• развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:
Формы:
· конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений
· поисково-исследовательская работа
· акции
· инсценировки
· уроки мужества
Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.
Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.
Вопрос 5 Прокомментируйте следующее педагогическое правило для реализации установки на решение педагогического конфликта «мирным путём. Владеть.