Часть 2. Вопрос 4 Система форм методов и средств воспитания. Знать

Форма – это внешнее очертание и система организации чего-либо.

Форма воспитания – установленный порядок организационно- конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействий участков взаимодействия процессов, направленных на решение задач.

Функции форм воспитания: организаторские, регулирующие.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность организации в коллективе воспитанников, с целью отдыха, развлечения или обучения.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

§ Содержание воспитания.

§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

§ Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

§ Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Методы воспитания:

1метод формирования сознания личности

2метод формирования поведения в деятельности упражнений

3метод педагогического стимулирования ( поощрение)

4метод педагогической коррекции

5метод проблемных ситуаций – это путь моделирования личностных отношений предусмотренных поиском приёмов преодолении морально-психологических противоречий.

6метод упражнение – это способ, который предусматривает многократное совершенствование определённых действий.

Этапы упражнения :

1 постановка задач

2 демонстрация образца, изучение норм поведения

3 выделение активных действий

4 подведение итогов.

Тренинг-это способ организации количественного взаимодействия построения на активных методах общения и связанных с выполнением психо – технических упражнений.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы.

Моральное поощрение

Материальное пощрение.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы.

Вопрос. Обоснуйте применение метода упражнения в реализации целей гражданско-патриотического воспитания. Уметь.

Метод упражнение – это способ, который предусматривает многократное совершенствование определённых действий.

Этапы упражнения :

1 постановка задач

2 демонстрация образца, изучение норм поведения

3 выделение активных действий

4 подведение итогов.

Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

Задачи:

• изучение истории своего края;

• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

• развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

Формы:

· конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений

· поисково-исследовательская работа

· акции

· инсценировки

· уроки мужества

Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.

Вопрос 5 Прокомментируйте следующее педагогическое правило для реализации установки на решение педагогического конфликта «мирным путём. Владеть.

Наши рекомендации