Регулировщик и водители
В игре участвует неограниченное количество детей. Они выбирают регулировщика; делятся на две равные команды водителей и выстраиваются за линией старта. В пятнадцати-двадцати метрах от линии старта очерчен кружок для поста; регулировщик становится в кружок для поста, лицом к командам, у него в руках красный и зелёный флажки. Красный флажок –«стой», зеленый – «идите».
У игроков команд - по волейбольному и баскетбольному мячу. По сигналу регулировщика ребята с первыми номерами продвигаются бегом, ведя мяч дриблингом, до регулировщика, обходят его и бегут обратно по направлению к командам. Их задача - как можно быстрее пересечь линию финиша. В момент пересечения линии финиша начинают бег ребята со вторыми номерами и т.д. Во время движения водителей регулировщик периодически подает сигнал "стой". Игрок должен выполнить остановку, не делая лишнего шага, не прекращая дриблинга. Выигрывает команда водителей, закончившая соревнования с наименьшим количеством ошибок.
Парашютисты
Для игры необходимы скамья и бум. Напротив "самолета" один в другом чертятся три круга, в каждом из них ставится цифра: в центральном — пять, в средним - четыре, в большом - три. Участники по очереди становятся на крыло "самолета" и прыгают, стараясь приземлиться точно в центральный круг. Цифры внутри означают количество очков, заработанных парашютистами. Выигрывает тот, кто прыгнет в круг с цифрой пять несколько раз.
Узнай песню
Играющие выбирают водящего, который уходит на такое расстояние, чтобы не было слышно, о чем советуются все остальные. Они выбирают песню, которую должен знать водящий, и раздают ее по слову каждому, при чем они должны сесть или в цепочку, или в кружок. Например, песня "Вместе весело шагать по просторам..." Одному дается слово "вместе", а другому "весело" и т.д. Водящий возвращается и, узнав, с кого начинается песня, задает самый неожиданные вопросы. Например:
- Какой у тебя размер ботинок?
- Что ты ел сегодня утром?
- Что ты думаешь об Антарктиде?
Все обязаны быстро ответить на поставленный вопрос, вставив в ответ свое слово, никак не изменив его.
Вслушиваясь в ответы, водящий старается понять, какое слово здесь инородное, а по слову отгадать песню. Водить идет тот, на ответе которого водящий отгадал песню.
Сколько знаешь ты имен?
Играющий должен сделать быстро десять-пятнадцать шагов, называя на каждом мужское или женское имя. Имена должны быть только мужские или только женские, дважды одно упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.
Самый аккуратный
Несколько ребят выстраиваются в одну шеренгу по росту. Судья называет двух участников соревнования, ставит их лицом к шеренге и предлагает изучить внешний вид ребят, стоящих в строю. После этого на осмотр дается одна-две минуты, все уходят.
По указанию судьи некоторые из ребят, стоящих в шеренге, вносят какие-либо незначительные изменения в свой костюм: один, скажем, не застегнет пуговицу на своем пиджаке или снимет его; другой засучит рукава или расстегнет куртку; третий и четвертый поменяются обувью и т.д.
Участников состязания вызывают по одному. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось подметить. Проявивший большую наблюдательность побеждает.
Отыщи свою обувь
Играющие становятся в круг.
Снимают с ноги ботинок, кед, туфлю и т.д. Затем надевают на глаза повязки (колпаки) несколько раз поворачивают вокруг "оси". В это время обувь перемешивают в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место надевают, зашнуровывают, застегивают обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все это сделал быстро и правильно.
Это игры народной и современной детской поэзии. Они не требуют большой подготовки, их можно проводить как в закрытых помещениях, так и на открытой площадке: в лесу, на лужайке.
Перед разучиванием игры вожатый читает детям стихотворение, исполняя его по возможности выразительно: не следует сразу с детьми заучивать весь текст наизусть - они легко запоминают стихи в процессе игрового действия. Персонажи игр - Волк, Коршун, Щука и другие выбираются по считалке.
Игры не требуют также сложного оформления. Можно использовать только детали костюмов. Некоторые игры проводятся с атрибутами - мячами ("Дождик", "Считалка", "Мяч по кругу") или обручами ("Пчелка").
Эти предметы готовятся вожатым заранее.
Не следует повторять одну игру более 2-3 раз. Текст стихотворений все произносят за вожатым в нужном темпе, без замедления или ускорения его. Важно, чтобы в хоровом исполнении стихи не теряли своей выразительности.
Если в вашем лагере проводятся фольклорные праздники, то в них можно включить и игровой материал из предложенных нами игр. В них дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, познают меткость и выразительность народного языка, лаконичность и точность слова.
Пчелка
(Болгарская народная песня)
Только солнышко проснется
-Пчелка кружит,
Пчелка вьётся
Над цветами за рекою,
Над травою луговою,
Собирает свежий мёд
И скорей домой несёт.
В свой далёкий теремок
Луговой несёт медок.
Игра проводится с обручами. Дети делятся на две подгруппы. Одна из них - "пчелки". На полу свободно расположены обручи. В каждом обруче на корточках сидит "пчелка". Дети второй подгруппы произносят текст. С началом стихотворения "пчёлки" поднимаются и подскоком двигаются по всему залу врассыпную, и со словом "теремок" они должны занять любой свободный обруч, ближайший к ним.
Свой обруч занимать нельзя. По окончании текста кто-либо из детей, вызванный вожатым, идёт к своему обручу и говорит стоящей в нём "пчёлке": Ты зашла не в свой домок, Это мой теремок. Уноси, пчела, медок Ты в свой теремок!
Игрок, к которому обращены слова, выходит из обруча и подходит к своему обручу с теми же словами, и так далее до конца игры.
Игра повторяется с другой подгруппой детей.